История православной церкви на Сахалине складывалась нелегко. Народ здесь обитал разношерстный - русские золотопромышленники и каторжане, аборигены-Айны, японские рыбаки. Вот уж не скажешь, что хлеб миссионера на дальнем Востоке был легким. Однако, в конце девятнадцатого века на острове было десять храмов, и они не пустовали.
В Южно-Сахалинске, который был основан в 1882 году как поселок Владимировка, церковь появилась перед самой русско-японской войной. После противостояния часть Сахалина, где находилось это русское поселение, отошла к Японии, Владимировка стала называться Тоёхара. Храм пришелся не ко двору, поначалу в нем размещались различные японские учреждения, а к тридцатым годам он был окончательно разрушен и разграблен, как и большинство церквей на острове.
Возрождение православия в этих краях началось только в конце двадцатого столетия. В Южно-Сахалинске в 1995 году появился красавец-собор, посвященный главному православному празднику – Воскресению Христову. Небольшая однокупольная церковь была создана в полном соответствии традициям древнерусского зодчества Новгородской школы.
В двухтысячных годах была предпринята реконструкция храма. С восточной стороны напротив собора построили колокольню с изысканным куполом - на восьмигранный шатер водружена маленькая шлемовидная главка. Церковь с колокольней соединило перекрытие, за счет него храмовое пространство было существенно расширено. Здание изменило свой силуэт - теперь собор выглядит как белый корабль с голубыми парусами.
Зимой 2014 года в храме Воскресения Христова произошла трагедия –вооруженный человек ворвался сюда и начал стрелять. День был воскресный, но служба уже закончилась, поэтому прихожан в церкви, к счастью, было не так много. Большинство успели покинуть собор, преступник стрелял уже вслед убегающим людям, шестеро из них получили ранения.
Монахиня Людмила Пряшникова не воспользовалась возможностью спасти свою жизнь – она осталась стоять за свечным ящиком. Матушка успела позвонить по телефону, позвать на помощь. Она пыталась образумить потерявшего разум налетчика, и была убита в упор. Еще один погибший в этот день, Владимир Запорожец, мог избежать смерти. Он, бездомный и нищий, как обычно стоял на паперти, когда в храме раздалась стрельба. Не раздумывая, Владимир бросился в собор. Камера наблюдения бесстрастно зафиксировала, как он пытается остановить убийцу, и получает первую пулю – в ногу. Раненый, он снова идет увещевать безумца – и падает замертво.
Монахиню и бездомного, убиенных в день памяти новомучеников и исповедников российских, соборно отпевали все городские священники. Подвиг, совершённый нежданно-негаданно, в мирное время, красной строкой вписан в историю молодого храма. От Москвы до Сахалина несколько тысяч километров, но может быть, стоит преодолеть их, чтоб поклониться памяти тех, кто положил жизнь свою за други своя.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых