На заре основания Санкт-Петербурга Пётр Первый привёз в северную столицу список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Через семьдесят лет после этого Павел Первый объявил конкурс на проект нового парадного собора, чтобы создать достойное хранилище для святыни. Император высказал единственное пожелание – новый храм должен быть похожим на собор святого Петра в Риме. В конкурсе приняли участие самые видные архитекторы того времени – Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон, Жан Тома де Томон. Однако ни один проект не был утверждён.
Царское одобрение неожиданно получила работа молодого русского архитектора Андрея Воронихина. Талантливый зодчий-самородок не мог лично представить проект к царскому двору – это было бы дерзостью для вчерашнего крепостного. За Воронихина хлопотал бывший хозяин, граф Николай Строганов, который и стал главным попечителем строительства.
Надо сказать, что проект Андрея Воронихина и поныне остаётся уникальным образцом храмового зодчества. Перед молодым архитектором стояла нелёгкая задача – своим парадным фасадом новый собор должен был украсить Невский проспект. По правилам церковного строительства это было почти невозможно – ведь алтарь православной церкви всегда обращён на восток, в данном случае – в сторону нынешнего канала Грибоедова. То есть, к Невскому собор вынужден развернуться не лицом, а боком. Многие и сейчас удивляются, когда узнают, что знаменитая гранитная колоннада Казанского собора – это именно боковой вход в храм. Если посмотреть на собор сверху, то 96 колонн – это не парадное крыльцо крестообразного здания, а словно единственное крыло, ассиметрично раскрытое в сторону Невского проспекта.
Внутреннее помещение храма своим богатым убранством напоминает парадный зал царского дворца, это впечатление усиливают многочисленные скульптуры и барельефы. Колонны зрительно поднимают потолок на головокружительную высоту, благодаря высоким окнам пространство наполнено светом, купол словно парит в воздухе.
Центральный иконостас выполнен из трофейного серебра, отнятого в 1812 году у французов. Казанский собор, кстати сказать, сыграл определённую роль в победе над Наполеоном – перед началом военных действий главнокомандующий русской армии Михаил Кутузов прикладывался здесь к чудотворному Казанскому образу. Сейчас в храме находится могила прославленного военачальника. По-прежнему хранится здесь и старинная Казанская икона.
Найти Казанский собор не составит труда. Нужно доехать на метро до станции «Гостиный двор», выйти к каналу Грибоедова – и окажешься как раз напротив того места, где, по словам Осипа Мандельштама «На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг».
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.
Центр социальной реабилитации «Турмалин» даёт работу людям с инвалидностью
Фёдору — 32 года, и у него множественные нарушения развития. Мужчина с трудом ходит, быстро утомляется и не может долго удерживать внимание. При этом Федя — интересный собеседник. Мужчина много читает и с удовольствием рассказывает другим о том, что узнал.
На протяжении 7 лет Фёдор посещает московский центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым с ментальными нарушениями. Здесь люди с различными нарушениями при поддержке педагогов и волонтёров развивают навыки самостоятельной жизни, посещают занятия в творческих мастерских и не только. Федя, например, создаёт восковые свечи, которые потом реализуют на благотворительных ярмарках. Сейчас в мастерской кипит активная деятельность, Федя изготавливает красные свечи — к Пасхе. Работа с воском для него непростая, требует полной концентрации сил — и физических, и моральных, но зато он всегда видит результат своего труда, что очень важно.
Помимо свечей люди с особенностями развития создают в мастерских изделия из керамики, дерева, стекла и шерсти, варят мыло. Они проводят в центре «Турмалин» почти весь день. Для них организуют не только трудовые и творческие занятия, но и кормят вкусными обедами, устраивают праздники, чаепития. Здесь особенные люди чувствуют себя в безопасности, они востребованы, у них есть друзья и любимое дело.
Всю помощь в центре социальной реабилитации подопечные получают бесплатно. Поэтому проекту важна поддержка, в первую очередь, финансовая. Но помогать можно не только деньгами, но и делами. Например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий. Узнать больше можно на сайте центра: turmaline.ru
Поддержать сбор на обеды для особенных людей: https://turmaline.ru/sbor2024/
Информация для волонтёров: https://turmaline.ru/volunteer/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница