В одиннадцатом веке до Рождества Христова израильским народом правили судьи. Это были люди, которые помогали иудеям не уклониться от веры в Единого Бога, хранить национальное самосознание. Судьи не имели политической власти, у них не было юридических и финансовых рычагов влияния на соотечественников – лишь заслуженный авторитет помогал им совершать непростую миссию. На смену судьям пришли цари, в руках которых была уже и действующая армия, и государственные законы, и богатая казна, пополняющаяся за счет сложной системы податей. А человеком, который стоял на рубеже этих двух эпох, был Самуил – последний из судей, пророк, избравший первого израильского монарха.
Родился пророк Самуил при необычных обстоятельствах. Его мать Анна была бездетной, а в древнем Израиле бесплодие считалось непросто несчастьем, а наказанием Божиим за грехи. Много лет женщина терпела несправедливые упреки и насмешки, когда же ее страдание достигло такой точки, что невозможно было терпеть, она оправилась в город Силом поклониться Творцу и излить Ему свою боль. Именно в Силоме в то время, то есть в одиннадцатом веке до Рождества Христова, находился Ковчег Завета – величайшая иудейская святыня. Ковчег являлся престолом, на котором незримо восседал сам Бог. Хранилась эта реликвия в скинии – шатре, служившем походным храмом.
Приблизившись к скинии, Анна упала на пороге и долго плакала. Затем поднялась и стала горячо молиться. Чтобы от горя не сорваться на крик, она беззвучно шевелила губами, хаотичные движения выдавали ее смятение. Наблюдавший за Анной первосвященник Илий решил, что она просто пьяна, и поспешил прекратить святотатство.
Илий:
Женщина, если ты выпила вина, то удались от святыни! Неужели ты не боишься Бога?
Анна:
Прости меня, но я не пьяна, я убита горем. Вся жизнь моя сломана – потому я и не держусь на ногах. Бремя моей печали слишком тяжело – поэтому я и шатаюсь. Я прошу у Бога, чтобы Он снял с меня поношение и даровал дитя.
Илий:
Возвращайся, дочь моя, домой с миром. Будет у тебя сын.
Вскоре у Анны родился первенец. Его назвали Самуилом, что означает «Бог услышал». Когда сыну исполнилось три года, мать привела его в Силом к Илию и сказала: «Вот ребенок, которого я вымолила в твоем присутствии». Мальчик был посвящен Богу и остался жить при скинии, помогая старому первосвященнику.
Через несколько лет Самуил пережил явление Бога. Юноше открылось, что именно он станет хранителем святыни, а не сыновья Илия, ведущие праздную разгульную жизнь. Пророчество исполнилось вскоре во время войны с язычниками-филистимлянами. Могущественный враг разгромил израильскую армию, захватив Ковчег Завета. Оба сына Илия были убиты, а сам он упал замертво, услышав горькие вести.
Самуил, став священником и судьей, призвал народ к покаянию. Чтобы помочь людям мобилизоваться духовно, он организовал так называемые пророческие школы – религиозно-нравственные братства, которые способствовали просвещению и объединению. Самуил убеждал, что все бедствия – от того, что люди отвернулись от Бога, что, только переменив свою жизнь от греха к праведности и горячо обратившись к Создателю, можно вернуть святыню. И вновь пророк оказался прав! Филистимляне вскоре добровольно возвратили Ковчег Завета, победой израильтян закончилась и война с ними.
Правление Самуила, как судьи, было мудрым и бескорыстным. За свое служение он не принимал никакой награды, всегда оставался беспристрастным и справедливым. Когда же он состарился, судейство унаследовали его сыновья. Однако, они оказались не такими праведными, как отец. И тогда израильтяне, опасаясь, что после смерти Самуила настанет анархия, стали просить пророка поставить над ними царя.
Праведник попытался предостеречь народ, что монархия таит в себе опасности деспотизма, но люди настаивали, что им нужен самодержец. В этом упорстве было скрыто недоверие ко Творцу – иудеи в своем стремлении обеспечить будущность избранием правителя надеялись больше на человека, чем на Создателя. Может быть, именно поэтому первый израильский монарх, помазанный Самуилом на царство, Саул, оказался недостойным и вскоре лишился благоволения Бога.
Самуил, движимый благодатью, отыскал на пастбищах близ города Вифлеема нового вождя для своего народа. Им стал Давид – юный пастушок, а в будущем – пророк и псалмопевец, славный царь Израиля, боголюбивый предок Мессии, Иисуса Христа. Самуил словно передал в надежные руки Давида заботу об израильском народе – и это было его последнее свершение. Выполнив свою миссию,последний израильский судья с миром упокоился в Боге.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.