«Забайкальским Афоном» называли когда-то Иоанно-Предтеченский монастырь, затерянный в Чикойских горах почти у самой границы с Монголией. Эта обитель просуществовала около ста лет. Срок небольшой. Но и за такое малое время совершено было многое: сотни и сотни иноверцев приняли православную веру, множество людей получили здесь духовную помощь и исцелились у могилы преподобного Варлаама Чикойского, основателя монастыря и выдающегося миссионера Забайкалья.
На Чикойской земле из поколения в поколение передаются рассказы о жизни преподобного Варлаама, современника преподобного Серафима Саровского. Эти предания переносят нас в далёкий 1820-й год:
Охотник из небольшой забайкальской деревушки преследовал изюбра в горах. Вышел к холодному ключу, чтобы передохнуть, и вдруг увидел там необычные перемены: свежевытесанный восьмиконечный крест. А рядом у подножья горы небольшой шалаш. У ключа безмятежно спал бородатый странник. Звали странника Василием Федотовичем Надёжиным и было ему тридцать шесть лет от роду. Уроженец Нижегородской губернии, крестьянин Василий, был сослан в Сибирь и оказавшись там, решил уйти в чикойскую тайгу, чтобы стать пустынником. Но безвестная жизнь Василия Федотовича в тайге продолжалась всего пять лет. Молва о пустыннике быстро разносилась по окрестным деревням. Жители их начали посещать келью отшельника, а некоторые из них и вовсе пожелали разделить с ним молитвенный подвиг и селились поблизости. Возникла настоящая православная община — Иоанно-Предтеченский скит, а позже — монастырь
Пределы Чикойских гор в начале девятнадцатого века населяли в основном буряты-язычники и старообрядцы. Здесь остро ощущалась потребность в православных миссионерах. Это хорошо понимал местный владыка — епископ Михаил. Он узнал о подвижнической жизни Василия Федотовича Надёжина, благословил его принять монашеский постриг и потрудиться на ниве просвещения Чикойских земель.
Выдающийся успех имела миссионерская деятельность преподобного Варлаама среди язычников и особенно старообрядцев Забайкалья. Они без тени колебания отправляли своих детей в организованное в Чикойском монастыре училище. Здесь преподобный Варлаам сам обучал грамоте и чтению молитв. Вскоре на Чикое начали появляться единоверческие церкви. Их прихожане при сохранении двуперстия и богослужения по старопечатным книгам признавали иерархию Московского Патриархата.
Количество обращенных староверов, построенных церквей и приходов выросло настолько, за Байкалом было образовано единоверческое благочиние, которое возглавил игумен Варлаам.
Всего трудами преподобного Варлаама Чикойского было обращено из раскола около пяти тысяч староверов. Успехи единоверия на Чикое стали известны далеко за Уралом, в том числе и в Москве.
После смерти преподобного Варлаама, к могиле старца сразу же началось паломничество, и потому вскоре над местом его упокоения была воздвигнута часовенка. Не только жители окрестных деревень, но и паломники из Кяхты, Иркутска, Благовещенска посещали могилу преподобного, прося духовного совета, телесного здравия, жизненного определения. Даже в годы безбожия жители окрестных сел ходили крестным ходом к развалинам Иоанна-Предтеченского монастыря, где покоились мощи преподобного Варлаама Чикойского. Они были обретены в 2002-м году и сейчас находятся в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Чите.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди