В «великое море Нево» — так в древности называли Ладожское озеро — вышла небольшая парусная ладья. Управлял ей в одиночку инок Арсений. Он был опытным путешественником. За свою жизнь монах повидал немало дорог и водных путей. Уроженец Великого Новгорода, инок Арсений только вернулся с Афона, где прожил несколько лет, и теперь стремился на север. Он вез с собой благословение со Святой Горы — икону Божьей Матери. Арсений искал уединённое место для иноческой жизни и добрался до пустынного острова Коневец.
Инок стремился уйти еще дальше на Север. Арсений дважды пытался продолжить свое плавание, но каждый раз на Ладожском озере внезапно начиналась буря, и ладью Арсения прибивало обратно к острову. Инок увидел в этом указание Божье, и решил остаться. Так в 1393-м году на маленьком безлюдном острове Коневец посреди Ладоги зародилась монашеская жизнь.
Инок Арсений положил начало Коневскому монастырю. Эта обитель сыграла большую роль в христианской миссии среди местного населения. Карелы приняли крещение еще в 13-м веке, но даже спустя полтора столетия не все расставались с поверьями язычества. Остров Коневец, расположенный очень близко от побережья Ладоги, карелы издревле использовали как летнее пастбище для лошадей и приносили здесь языческие жертвы. Они верили, что скот их остается здесь целым и невредимым оттого, что его берегут духи, живущие под огромным камнем в глубине острова и оставляли ежегодно в дар духам лошадь.
В конце 14-го века инок Арсений, возможно, застал еще обычай жертвоприношений, которые карелы совершали у гранитного валуна — Конь-камня. Как повествует житие преподобного Арсения, инок нашёл это место «пуще дремучего леса бесовским ужасом окруженным». По преданию, Арсений провел ночь в молитве на Конь-Камне, под утро совершил крестный ход вокруг валуна с афонской «Святогорской» иконой Богородицы и окропил его святой водой. Позднее на вершине Конь-камня была построена часовня, которая сохранилась на этом месте до наших дней.
Инок Арсений прожил на острове Коневец в совершенном уединении около трёх лет. Он снискал славу подвижника, к нему начали приходить ученики, и вскоре был учреждён Рождество-Богородичный мужской монастырь. Преподобный Арсений и его братия были призваны врачевать следы языческих обрядов и суеверий в среде карел и формировать истинно христианское мировоззрение.
Арсений стал первым игуменом Коневской обители. Со временем монашеская братия росла численностью, а остров Коневец покрывался церковными строениями и кельями. На Коневце появилась и Святая гора — как воспоминание об Афоне, откуда преподобный Арсений принес устав своей обители и «Святогорскую» икону Божьей Матери.
Преподобный Арсений сумел превратить языческий остров Коневец в обитель святости и истины. Основанный им Коневский Рождество-Богородицкий монастырь стал одним из форпостов православия.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.