Супрасльский Благовещенский монастырь или Супрасльская Лавра — главный монастырь Польской Православной Церкви, расположенный на востоке Польши, почти на границе с Белоруссией. Монастырь был основан в 15 веке и пережил немало трудных испытаний. То его захватывали католики, то опустошали коммунисты. Новейший период существования Супрасльской Лавры начался в 1996 году, когда Польское государство вернуло монастырь Православной Церкви. Супрасльская Лавра известна не только благодаря своей многострадальной истории. Здесь, например, были найдены два уникальных древних документа: Супрасльская рукопись, одна из древнейших рукописей на старославянском языке, и Супрасльская летопись, сборник летописных текстов первой половины XVI века. Ежегодно 10 августа Супрасльская Лавра становится центром паломничества для многих тысяч православных поляков, россиян, белоруссов, украинцев. Причиной этому служит великая святыня, которая здесь хранится — Супрасльская икона Божией Матери. Супрасльская икона является списком, копией, со Смоленской иконы Богородицы. Список Смоленской иконы, впоследствии прозванный Супрасльской, доставили в монастырь из Руси в начале 16 века. Супрасльская икона была написана в греческом стиле на доске размером два с половиной на полтора метра. Уже в семнадцатом веке зафиксировали множество чудес, которые стали происходить после молитв перед иконой. В 1915 году, во время Первой мировой войны, Супрасльскую икону эвакуировали из монастыря из-за наступления немецких войск. В Супрасль икона больше не вернулась, её дальнейшая судьба до сих пор неизвестна. В настоящее время в Лавре хранится копия иконы, выполненная в XIX веке. Сегодня данная икона почитается ничуть не меньше оригинала. От нее также получают исцеление люди. Причем благодатная помощь приходит и к неправославным христианам.
Ежегодно 10 августа почтить Супрасльскую икону в одноименную Лавру съезжается огромное количество паломников. Они прибывают в монастырь как по одиночке, так и группами в рамках масштабных крестных ходов. Многодневные крестные ходы стартуют из Варшавы, Белостока, Вроцлава и других польских городов. В одном только крестном ходе Белосток-Супрасль ежегодно принимают участие до двух тысяч человек. Кроме того, в Супрасль паломники уже традиционно добираются в рамках особых православных велопробегов и сплавов на байдарках. Все паломники стараются прибыть к вечернему богослужению, потому что в ходе него Супрасльская икона торжественно обносится вокруг обители. Помолившись, паломники устраивают палаточный городок вокруг Лавры. Всю ночь здесь звучит пение молитв, посвященных Божией Матери. Многие паломники вовсе не спят. Они отправляются на панихиду по умершим супрасльским монахам, которая совершается в пещерах-катакомбах, служащих монастырским кладбищем. Начиная с половины четвертого утра в Лавре начинается служение Литургии. Три Литургии одна за другой служатся в храмах монастыря. После последней Литургии также совершается крестный ход с Супрасльской иконой. По окончании богослужебных торжеств братия монастыря угощает паломников нехитрой едой с монастырской кухни, которой радуются все без исключения.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.