Господь Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. В тот года император повелел провести всенародную перепись во всей своей империи, в том числе и в Палестине. У евреев был обычай вести перепись и родословную по родам, у каждого был свой город или географическая местность. Богородица и праведный Иосиф оба были из рода царя и пророка Давида и отправились на свою родину - в Вифлеем. Но в городских гостиницах они не нашли ни одного свободного места. Они приютились в пещере, где было устроено стойло. Среди сена и соломы, вдалеке от человеческого жилья и участия родился Спаситель мира. Богомладенца положили в деревянную кормушку для скота - ясли. Церковь в поэтической форме так воспевает это событие: «Таинство странное вижду и преславное, Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог». Рождество Христово стало одним из главных христианских праздников.
Когда на окраине Вифлеема, в пещере для домашнего скота родился Спаситель мира, немногие узнали о случившемся чуде. Евангелие от Луки рассказывает, что радостную весть о Рождестве Богомладенца ангел Господень возвестил пастухам, охранявшим стада неподалеку. «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Обыкновенные пастухи первыми удостоились поклониться Богомладенцу. Богословы так трактуют это событие. Первыми Спасителю поклонились люди простые, жившие так, как их праотцы Иаков, Моисей и Давид. Те тоже пасли скот и знали что такое труд. Первыми проповедниками и евангелистами Христа стали пастухи - незлобные искренние открытые сердцем люди.
В Евангелии от Матфея содержится рассказ о том, как поклониться Богомладенцу пришли волхвы с востока. Эти языческие жрецы, астрологи, и предсказатели увидели новую необыкновенную звезду, засиявшую на небосклоне. Они отправились к ней, понимая, что она означает рождение небывалого человека. Волхвы-язычники, служащие звездам, шли поклониться Солнцу правды. Они всю жизнь искали истину и получили вознаграждение за свое упорство. Мы не знаем, из одной ли страны были они родом, или из разных краев. Но их паломничество значило одно - Спаситель пришел не к какому-то отдельному народу, а ко всему миру. Звезда привела волхвов прямо в пещеру Богомладенца. Они принесли ему свои дары: золото - знак царской власти, ладан - символ священства и пряное благовоние смирну или мирро, которым, в том числе, умащали тела усопших. Так они возвещают и служение Христово, и мученичество, и торжество Его через Воскресение. Есть предание, в котором говорится, что волхвы позднее приняли крещение от апостола Фомы и сами стали проповедниками Благой вести.
День Рождества Христова - один из двенадцати великих христианских праздников, которые по славянской традиции называются двунадесятыми. Известно что Спаситель мира родился не в тепле и уюте, а на окраине Вифлеема, в пещере, где укрывался во время грозы скот. Место это известно и сейчас там находится Базилика Рождества Христова. По видимому, это одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Базилику Рождества заложила равноапостольная императрица Елена, мать императора Константина Великого. Она совершила паломничество в Святую Землю в середине тридцатых годов четвертого века. Историческое здание храма несколько раз страдало от войн и пожаров и практически не сохранилось. Под амвоном базилики находится святыня - пещера Рождества. Место рождения Богомладенца Христа расположено в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Впервые на русском языке пещеру Рождества описал игумен Даниил Паломник, в начале двенадцатого века странствовавший по Святой Земле.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.