Египетский царь Птолемей Филадельф гордился своей библиотекой. Он собрал тысячи рукописей со всего света — таких книгохранилищ, как в Александрии, в третьем веке до Рождества Христова не было больше нигде в мире. Воспользоваться сосредоточенной здесь информацией мог любой свободный гражданин, и правитель заботился о том, чтобы все тексты были переведены на главный язык империи Птолемеев — греческий. Заинтересовало монарха и Священное писание евреев. Сделать перевод этого свода книг он поручил семидесяти двум иудейским мудрецам, специально приглашённым из Иерусалима. Переводчиков поселили на острове Фарос, соединенном с Александрией длинным узким молом. Каждому из них здесь была предоставлена отдельная комната и всё необходимое для работы.
Среди других приглашение императора получил молодой иерусалимский переводчик Симеон. В переложении Писания на греческий он видел возможность приобщить язычников к вере в Единого Бога и потому горячо окунулся в работу. Священные тексты были отрадой для Симеона. Особенно нравилось ему работать над книгой пророка Исайи — текст о великом призвании богоизбранного народа воодушевлял, пророчество о грядущем Спасителе согревало сердце. Перевод легко выходил из-под руки, греческие слова выстраивались без труда. Но однажды Симеон запнулся. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя: Эммануил». «Разве такое возможно? Та, что выносила и родила ребенка, не может быть девицей. Не иначе, в тексте ошибка», — переводчик решительно занес руку, чтобы написать «жена» вместо «дева». И тут он услышал голос — странный, не похожий на звуки, что издает человеческая гортань. Перед толкователем предстал юноша, и его фигура излучала свет.
АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ:
Остановись, Симеон! Верь каждому слову Священного Писания, и не исправляй его дерзкой рукой!
СИМЕОН:
Но кто ты, таинственный вестник?
АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ:
Я архангел Гавриил, посланный от Бога сказать тебе, что ты не умрёшь, пока не увидишь Христа Спасителя, родившегося от чистой Девы.
Шли годы, ровесники Симеона уходили из жизни один за другим. Вскоре не осталось никого из тех, кто трудился вместе с ним на острове Фарос. Умер царь Филадельф, Иудея из-под власти Птолемеев перешла в подчинение другой греческой династии — Селевкидов. Евреев стали насильственно принуждать к поклонению эллинским богам. Симеон выслушивал упреки от соотечественников, что напрасно он трудился над переводом Священного писания на греческий язык. Старец не оправдывался. Мера его возраста уже давно превзошла человеческие возможности, каждый прожитый год отнимал силы, но прибавлял уверенности в том, что слова архангела сбудутся. В мир придёт Спаситель, и Священное писание станет востребовано не только на греческом, но и на всех языках мира.
Все события Симеон принимал, как смену декораций перед свершением единственно важного. Что бы ни происходило в стране, с рассветом он шёл в Иерусалимский храм, чтобы провести там весь день в молитве. То утро показалось старцу особенно свежим, словно морской бриз с острова Фарос достиг Иудейской земли. В храме его внимание привлекли супруги с новорождённым младенцем, купившие двух горлиц. «Верно, в жертву за первенца», — подумал мудрец.
Дитя на руках у юной Матери было спелёнато в простую холстину, но бедный сверток вдруг предстал Симеону драгоценным. Он потянулся к Ребенку, Мать послушно отдала свою Ношу, и... старцу стало предельно ясно, что пророчество исполнено! Древний праведник держал на руках воплотившегося Бога, и слёзы благоговения текли по его лицу.
СИМЕОН:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо увидели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовил перед лицом всех народов, Свет к просвещению языков и славу народа Твоего Израиля.
Богоприимец умер через триста лет после того, как получил возвещение от архангела Гавриила. Праведный Симеон вошел под своды смерти с твердой надеждой на то, что вскоре они будут сокрушены Спасителем.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».