Праведный Иов был женат, имел десять детей, был весьма богат, и при этом отличался праведностью — угождал Богу и людям. Но однажды он потерял буквально всё. Иноплеменники умертвили слуг и угнали его скот, от урагана погибли все дети Иова. На праведника обрушилась тяжелая болезнь, поразившая всё его тело, так, что он был вынужден оставить город и поселился один. Люди, прежде уважавшие его, теперь открыто пренебрегали им. Уже и жена Иова, не выдержав всех потрясений и потеряв всякую надежду, сказала мужу: «Похули Бога и умри». Иов же сохранял верность Господу.
Страдания Иова обострили в нём духовное зрение, он жалуется Богу на несправедливость и насилие в мире, где чаще праведник невинно страдает, а негодяй благоденствует. Но Господь молчит. Молчание Бога является для Иова новым испытанием его веры. Не надеясь получить ответ от Бога, Иов просит себе смерти, но и её он не получает, вместо этого он слышит советы-упрёки друзей.
Погружаясь в диалоги Иова и его друзей, становится очевидной духовная пропасть между ними — друзья не понимают Иова, не чувствуют его боли, они подобно бездушным начётчикам, повторяют прописные, заученные истины о том, что Бог всегда справедлив.
Когда друзья Иова исчерпали все возможные доводы и объяснения, в диалог вступает Сам Создатель. Бог поступает парадоксально: не даёт ответы, а Сам задаёт страдальцу вопросы, на которые тот не может ответить в силу своей человеческой ограниченности. И осознание Иовом собственной ограниченности приводит его к пониманию невозможности постигнуть пути Промысла Божия. Он смиряется перед величием и непостижимостью Бога, и Бог возвращает ему всё, что отнял — детей, имущество, здоровье.
Праведность Иова раскрывается через его предельную честность в отношении к Богу, к самому себе, к друзьям. Иов удивительно духовно трезв и жаждет правды, поэтому он отвергает все ложные советы: жены, друзей — и выходит победителем. История Иова свидетельствует: страдание есть не только следствие грехов и не только средство предупреждения греха, но в некоторых случаях (и такова история Иова) это один из путей познания Бога.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
«Помощь страдающим разного рода зависимостями». Роман Прищенко
У нас в гостях был православный психолог, директор реабилитационного центра для зависимых «Воскресение» Роман Прищенко.
Наш гость рассказал о том, как интерес к филологии и психологии помог ему найти свое призвание, каким был его путь к вере, как, столкнувшись с зависимостью, ему удалось преодолеть её и как пришел к тому, что делом жизни для него стала поддержка тех, кто также страдает от разных зависимостей.
Киккская икона Божией Матери
Одна из самых почитаемых святынь на острове Кипр — Киккская икона Божией Матери. Название святому образу дала гора Киккос — именно там находится монастырь, в котором хранится реликвия.
Согласно преданию, икону написал апостол Лука ещё при жизни Богородицы. Образ показывает безграничную любовь Царицы Небесной к своему Божественному Сыну. Пресвятая Дева держит Богомладенца и щекой нежно касается Его головы. Иисус при этом изображён в движении, Он словно играет на руках у своей Матери. Икону также именуют «Милостивая». В этом названии отражено сострадательное отношение Царицы Небесной ко всем, кто молитвенно к Ней обращается.
Предание сообщает, что изначально апостол Лука подарил образ Богородицы «Милостивая» египетским христианам. Они хранили святыню почти тысячу лет. В 980 году в Египте начались гонения на верующих в Спасителя. Икону Божией Матери, спасая от поругания, переправили по морю в Византию. Образ несколько лет хранился в столице империи, городе Константинополе. В начале одиннадцатого века император Алексей Комнин получил во сне повеление от Богородицы перенести реликвию на остров Кипр, что и было сделано.
На личные деньги императора для иконы Божией Матери «Милостивая» на Киккской горе построили церковь. При храме был учреждён монастырь. Люди приезжали сюда со всего острова, чтобы попросить у Царицы Небесной помощи в бедах и нуждах. Киккский образ Богородицы прославился чудотворениями. Слава о нём распространилась далеко за пределы Кипра.
Списки благодатной иконы появились и в России. Наиболее почитаемый, написанный в семнадцатом веке, хранился в Московском монастыре Зачатия Богородицы. После революции 1917 года власти закрыли обитель, и верующие перенесли святыню в храм Ильи Обыденного, в котором не прекращались богослужения. А в 1999 году Зачатьевский монастырь ожил, и древний список образа Богородицы «Милостивая» вернулся на своё место.
Сегодня, как и встарь, Киккская икона Божией Матери широко почитается в России. В честь неё освящены церкви в Калужской, Кировской, Рязанской епархиях. Списки чудотворного образа есть во многих храмах и домашних киотах. А в Киккском монастыре на Кипре, где пребывает первообраз, написанный апостолом Лукой, всегда можно встретить русских паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Приютили бабушку
Жалея по-настоящему, ты чувствуешь чужую боль как свою и спешишь помочь, потому что не можешь по-другому. Вот, как супруги Ревуновы из Новосибирской области, о которых мне рассказала знакомая журналистка. Александр и Елена взяли к себе жить старенькую бабушку-соседку — просто пожалели её.
Эта бабушка, Анна Васильевна Поспелова, прожила нелёгкую жизнь. Работала в колхозе, во время Великой Отечественной войны трудилась для фронта. Как многие вдовы в то время, одна тянула хозяйство. Воспитала единственного сына, но он не смог стать ей опорой — умер молодым. И когда в семьдесят девять лет здоровье Анны Васильевны пошатнулось, то некому оказалось её поддержать. А она так ослабла, что даже приготовить поесть себе не могла.
Ревуновы обратили внимание, что баба Нюра сдала — осунулась, потемнела лицом. Позвали её жить к себе, и она согласилась. Это произошло в начале двухтысячных. Александру и Елене в то время не исполнилось и тридцати лет. Соседей решение молодых супругов очень удивило. Ведь у Ревуновых тогда были совсем маленькие дети — дочке три, сыну год. И хозяйство они держали большое — коровы, куры, огород. А тут ещё и за немощной старушкой надо ухаживать. Люди гадали, какая в таком поступке корысть, и не могли найти ответ. Дом у Анны Васильевны — ветхий, он так и стоит брошенный, никому не нужный. Пенсия у бабушки копеечная, богатства она не скопила.
Сами Ревуновы на вопрос «зачем?» только плечами пожимают: «Жалко же». И мне кажется, что такая жалость — это форма любви, которая, по слову апостола Павла, не ищет своего.
Все выпуски программы Живут такие люди