Иногда в небольшом лирическом стихотворении можно передать так много – даже библейские истории, которым уже не одна тысяча лет.
Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о праведной ветхозаветной жене Руфи и стихотворении Инны Лиснянской «Руфь».
В Ветхом Завете есть книга, дающая особое представление о повседневной жизни древних израильтян – «Книга Руфи».
Однажды в земле израильской случилась засуха, и некий Елимелех с женой Ноеминью и двумя сыновьями, спасаясь от голода, переселилились в землю Моавитскую. Там сыновья женились на моавитянках, одну из них звали Руфь.
Когда через десять лет в земле израильской настали урожайные годы, Ноеминь, к тому времени уже вдова, лишившаяся обоих сыновей, решила возвратиться на родину. Ее невестка Руфь захотела пойти вместе со свекровью, сказав: «Где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет твоим народом, и твой Бог будет моим Богом…»
Стихотворение Инны Лиснянской «Руфь» на ветхозаветный сюжет проникнуто удивительным сочувствием к моавитянке, которая по веления сердца отправилась в неизвестность.
Инна Лиснянская:
Следует долг за любовью,
Не сэкономлю слова, –
Твёрдо идет за свекровью
Руфь, молодая вдова.
Сладко ль идти на чужбину,
Знает лишь Бог да она,
Бьются пожитки о спину,
Ноют плечо и спина,
И образуется ранка, –
Груб сыромятный ремень,
Смуглая моавитянка
Жарит на ужин ячмень.
Женщины пришли в Вифлеем как раз во время жатвы ячменя. Чтобы прокормить себя и свою свекровь, Руфь стала собирать оставшиеся после жатвы колосья, как это позволялось беднякам по закону Моисееву.
Поле, на котором Руфь собирала колосья, принадлежало знатному и богатому человеку по имени Вооз, родственнику ее покойного свекра. И когда Руфь, по совету свекрови, напомнила ему о родстве, Вооз оказал иноземке особое внимание. А потом и вовсе по разрешению еврейских старейшин взял трудолюбивую, скромную моавитянку в жены.
От этого брака родился сын Овид, а от него родился Иессей – отец царя Давида. Таким образом, моавитянка Руфь стала прабабушкой царя Давида.
Иисус Христос тоже был из рода царя Давида – Он родится позже, тысячу с лишним лет спустя после того, как Руфь вместе со свекровью отправилась в Вифлеем.
После смерти мужа Руфь, как говорится в Библии, не захотела возвращаться к народу своему и к своим многочисленным богам. Оставив поклонение кумирам, она уверовала в Единого Истинного Бога, сотворившего небо и землю.
Инна Лиснянская:
А за спиною – кумиры
И дорогая родня.
Но милосердием мирры
Пахнет зерно ячменя.
До Вифлеема не близко,
Нет при дороге воды, –
Горсточка зерен да искра –
Искра грядущей звезды…
Искорка от костра, на котором Руфь в пути жарит ячменные зерна – и «искра грядущей звезды» - конечно же, Вифлеемской звезды, что через тысячу с лишним лет взойдет над землей, знаменуя рождение Иисуса Христа - в стихотворении Инны Лиснянской «Руфь» эти два огонька словно сигналят друг другу, преодолевая расстояние длиной в тысячу лет.
Время Ветхого и Нового Завета смыкается при помощи всего одной образной строки.
За свое поэтическое творчество русская поэтесса Инна Львовна Лиснянская удостоилась многих высоких наград. Премию Александра Солженицына ей вручили с формулировкой – «за прозрачную глубину русского слова и многолетне явленную в нем поэзию сострадания».
Поэзия сострадания Инны Лиснянской проявилась и во многих стихотворениях на библейские темы, в том числе о моавитянке Руфь, которую Православная церковь почитает в ряду святых ветхозаветных жен.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди