После сурового ответа, данного Александром Невским послам папы, в Риме решили открыть враждебные действия против Русской Земли, натравливая на нее для этого наших соседей. В 1253 году, Иннокентий Четвертый послал приказание духовенству Ливонии — проповедовать новый поход, причем презрительно смешивал в своем послании Русских с Татарами.
В том же 1253 году, рыцари внезапно подступили к Пскову, в надежде его легко захватить. Но были мужественно отбиты жителями города, и стали поспешно отступать, узнав, что на выручку Псковичей идут Новгородцы с сыном Александра Невского — юным Василием.
Не теряя времени на преследование, Новгородцы направились к устью реки Нарвы, в расположенные здесь Немецкие владения. Псковичи же, видя поспешное отступление Немцев, погнались за ними, принудили к бою и победили их. При таких обстоятельствах, рыцари вынуждены были просить мира, который и был заключен.
Кроме немцев, латиняне возбуждали против нас жестокого и коварного Миндовга, объединителя Литовских племен.
Он овладел в 1235 году Русским городом Новогрудком, затем стал быстро усиливаться, и, найдя выгодным иметь поддержку папы, принял католичество, в награду за что получил из Рима королевский венец. Скоро он отрекся от христианства, но сила его возрастала все более и более. Миндовг овладел раздробленными уделами Полоцких князей.
В 1252 году, во время поездки Александра Невского в Орду, Миндовг пошел воевать Смоленскую Землю. Причем отряды его стали опустошать и Новгородские владения. Тогда, сидевший в это время в Новгороде, сын Александра — Василий храбро выступил против Литовцев, геройски сразился с ними и разбил наголову.
Таким образом, на время были усмирены и Литовцы.
Но Новгородцы не могли ужиться долго с юным сыном Александра Невского, и в 1255 году он должен был выехать от них в Торжок.
Узнав про это, Александр отправил свои войска к Новгороду, с целью смирить его, причем решил сделать это без кровопролития. Подойдя к городу, он потребовал выдачи посадника Анании, которого считал главным заводчиком происшедшего недоразумения с сыном. Однако у Анании была сильная партия, не желавшая его выдавать. Поэтому возникли оживленные переговоры. Александр удовольствовался только смещением Анании с должности посадника и вернулся домой.
Скоро, однако, ему вновь довелось ехать в Новгород.
В 1256 году Шведы в союзе с Датчанами собрали большие силы и стали строить крепость недалеко от устья Нарвы. Это всполошило Новгородцев. Они стали собирать свои войска и просили Александра прийти им на помощь. Узнав про это, Шведы поспешили уйти и оставили свою крепость недостроенной. Но Александр решил их сильно наказать за дерзкую попытку. Он прибыл со всеми своими полками в Новгород и приказал тотчас же выступить в дальнейший поход.
Все повиновались, но никто не знал, куда они идут.
Когда рать достигла Копорья и остановилась здесь для отдыха, Александр поздравил своих воинов с походом в Финляндию. Митрополит Кирилл благословил Александра и его ратников на продолжительные тяжелые подвиги и вернулся в Русскую Землю. Войска же наши, с доблестным своим князем, начали беспримерный по трудности поход.
Могучая воля Александра и самоотверженность его сподвижников преодолевали все трудности. Двигаясь постоянно в сумерках зимнего дня, почти ощупью, терпя недостаток во всем, войско наше шло безостановочно вперед, и Александр прошел по Финляндии, «как Божия гроза из края в край».
Этот поход навел такой страх на Шведов, что только тридцать семь лет спустя они осмелились вновь начать враждебные действия против русских.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.