Великий пост - непростое время для любого верующего. Неважно - первый ли раз человек решает держать его или он вырос в религиозной семье и привык к постам с детства. Держать пост - это всегда значит перестраивать привычный быт, обращать внимание на то, что ешь, думаешь и как поступаешь. Порою и делать это лениво, и думать об этом тоскливо.
Но не надо списывать всё на немощи и слабость современного человека. Пост всегда давался непросто. Поэтому в Церкви появились три подготовительные недели перед Великим постом. В это время на воскресных службах звучат евангельские притчи, то есть небольшие поучительные рассказы, или целые темы из Священного Писания, которые помогают подготовиться к посту.
В первое воскресенье читается притча Христа о мытаре и фарисее из Евангелия от Луки.
Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей, то есть представитель образованного зажиточного сословия иудейского общества. Другой - мытарь, то есть сборщик налогов. Этих людей презирали, считали негодяями и грешниками.
Фарисей стал впереди и начал молиться: «Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики,.. или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, делаю пожертвования...».
Мытарь встал далеко позади. Он не смел даже поднять глаз к небу, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!»
Фарисей гордился своей праведностью, смело судил окружающих, как будто видел их насквозь. А мытарь всё знал о себе. В его раскаянии нет притворства, он надеялся только на милосердие Божие.
В этой притче Церковь приводит нам два примера благочестия. Но одно из них, несмотря на выполнение всех формальных правил, остаётся мнимым, ложным.
Во второе подготовительное воскресенье верующие вспоминают притчу Христа о блудном сыне. "Блудный" значит - неблагоразумный, беспечный. Младший сын одного богатого человек потребовал ещё при жизни отца выделить ему долю наследства, и не раздумывая покинул семью. Он быстро растратил состояние. Нужда вынудила его пасти свиней и утолять голод из их кормушки. Только тогда сын по настоящему оценил, что потерял. Юноша тосковал по любящему отцу, но боялся его гнева. В конце концов он решил, что лучше быть рабом в отчем доме и вернулся в родные края. Но отец не ругал сына, он встретил его с распростёртыми объятиями и простил всем сердцем.
Этой притчей Церковь напоминает верующим, что цель поста - возвращение к нашему Небесному Отцу. Не надо думать о себе, что всё потеряно, что прощение невозможно. Надо набраться решимости и сделать первый шаг по этой дороге.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.