После Исхода из египетского плена израильский народ получил от Бога через пророка Моисея закон, регламентирующий все сферы жизни. Ядром этого законодательства стал Декалог — десять заповедей, определивших основы нравственности. Пятая из них гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». В Моисеевом законе, отражённом в нескольких книгах Ветхого Завета, это божественное повеление получает развитие. Исход, Второзаконие, Левит разъясняют, какое наказание ожидает строптивых и непокорных детей, дерзнувших причинить вред своим родителям.
Были ли подобные правила в законодательствах других народов Ближнего Востока во времена Ветхого Завета? На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков команда Пенсильванского университета США обнаружила на раскопках священного города шумеров Ниппура, на территории современного Ирака, глиняные таблички с текстом законов, составленных царем Ур-Намму. Немалая часть этого свода оказалась посвящена семейному праву.
Комментарий эксперта:
Главной семейной ценностью у жителей Ниппура и других городов Шумера считались дети. Бездетность воспринималась как величайшее горе. Семьи, не имеющие наследников, за определенное вознаграждение приобретали ребенка у многодетных. Этот процесс, по сути, являющийся усыновлением, полностью регламентировался законами. Утвердившийся в обществе культ детства и его отражение в семейном праве существенно ограничивало родительскую власть над детьми. Наказание повзрослевших непочтительных отпрысков даже за самую тяжкую провинность было оговорено в законе, и мать с отцом не могли превысить его меры.
При этом шумерское законодательство чётко регулировало и обязанности детей по отношению к родителям. Оскорбление отца или матери, оставление их в старости, а также неспособность устроить надлежащие похороны трактовалось не иначе как нарушение общественного закона.
Закон Моисея за непочтительное отношение к родителям предполагал весьма суровое наказание. Так, Второзаконие предписывает побивать буйных и непокорных сыновей камнями. Книги Исход и Левит велят предавать смерти не только человека, осмелившегося поднять руку на своих родителей, но и того, кто злословит отца или мать.
Какие наказания в подобных случаях предусматривали законодательства других государств древнего Ближнего Востока? Ответ на этот вопрос дают археологические документы.
Комментарий эксперта:
Законы шумерского царя Ур-Намму позволяли родителям продать сына, выказавшего непочтительность, в кабалу. Ударившему отца или мать в Ниппуре отрубали руку. Аналогичные меры предпринимали в Вавилоне. В 1901 году французскими учеными на территории Персии был открыт кодекс вавилонского царя Хаммурапи, начертанный клинописью на каменной стеле. Согласно этому законодательству, дерзкого сына, поднявшего руку на родителей, также лишали конечности. Иные сыновние провинности карались отлучением от наследства. Предавать непочтительных детей смерти не предписывала ни одна статья закона.
Интересно, что в целом законодательства Шумера и Вавилона не отличались либеральностью, и смертная казнь в них была одним из самых распространенных наказаний. Лишением жизни каралось большинство имущественных преступлений — например, воровство. В то время как по закону Моисея вор был обязан возместить пострадавшему ущерб в двух-, трех-, четырех-, или пятикратном размере, в зависимости от обстоятельств, и оставался жив.
Как же объяснить исключительно суровое отношение к неуважению родителей иудейского законодательства, и достаточно лояльное — кодексов иных народов? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что в древнем Израиле чтить отца и мать не просто предписывали общественные правила, но повелевала Божия заповедь. Долг почитания родителей возводился в обязанность не только перед ними самими, но перед Создателем. Семья у иудеев была необходимым звеном для передачи Завета с Богом следующим поколениям. И если у язычников неуважение к родителям угрожало лишь общественным устоям, то народ — хранитель веры в Единого Бога рисковал утратить связь со Творцом.
Всякий народ защищает те ценности, которые ему наиболее важны. Благодаря открытиям археологов библейские приоритеты древних израильтян выглядят особенно четко на фоне законодательств соседних государств.
23 апреля. О грехе гордыни
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех».
О грехе гордыни, — священник Захарий Савельев.
23 апреля. О творчестве Уильяма Шекспира
Сегодня 23 апреля. В этот день в 1564 году родился английский поэт и драматург Уильям Шекспир.
О его творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
Испанская икона Божией Матери в Суздале
Испанский образ Божией Матери относится к иконографическому типу Панахранта, что переводится с греческого языка как Всемилостивая. Богоматерь изображена восседающей на престоле. Она царствует во Вселенной, подавая милость всем, кто на Неё уповает. Икона прославилась в восьмом веке. Помолившись перед ней, испанцы победили арабов в битве при деревне Ковадонга на севере Пиренейского полуострова. Так было положено начало реконкисты — возвращения христианами земель, которые захватили мусульмане.
Первообраз Испанской иконы не сохранился, но его многочисленные списки распространились далеко за пределы Пиринеев. Они появились в Византии, а затем и в России. Одна из копий была выполнена в Суздале в конце семнадцатого века. У неё есть одно существенное отличие от оригинала. У ног Царицы Небесной изображён коленопреклонённый человек в простой одежде. Персонаж держит в руках башмачок Пречистой Девы.
Сюжет иконы разъясняется в тексте, который помещён на полях, в фигурной рамке в левом нижнем углу. Там описано одно из чудес, явленных Богородицей от Испанской иконы. По преданию, оно произошло в те времена, когда образ хранился в храме в деревне Ковадонга. В церковь зашёл нищий. Он опустился на колени перед образом Небесной Заступницы и со слезами рассказал Ей о своей горькой участи. И Божия Матерь откликнулась. Она сбросила на руки страждущему свой золотой башмачок.
Бедняк поспешил на ярмарку, чтобы продать подарок Царицы Небесной и купить себе еду. А торговцы решили, что он украл драгоценность! Нищего арестовали и приговорили к казни. Перед смертью несчастный попросил разрешения в последний раз помолиться в церкви у Испанской иконы. Ему позволили. И как только он вознёс молитвы, Божия Матерь сбросила с ноги свой второй башмачок. Так люди убедились, что нищий ни в чём не виноват!
Русские иконописцы отобразили это предание на Испанской иконе Богородицы в 1686 году по заказу Суздальского митрополита Илариона. Образ поместили в Покровском соборе одноимённого монастыря в Суздале. Святыня украшала иконостас слева от Царских врат. После революции 1917 года Испанская икона стала экспонатом музея-заповедника. Сегодня она хранится в Крестовой палате Архиерейского дома, на территории Суздальского кремля.
Все выпуски программы Небесная Заступница