Римская империя, как любое государство имперского типа, объединяла народы разной культурной и религиозной принадлежности. Показательным в этом смысле являлся античный город Коринф, расположенный на юге Греции и контролировавший одновременно два порта – со стороны Эгейского и Ионического морей, соответственно. Первое поселение появилось на месте Коринфа еще в доисторические времена – в конце второго тысячелетия до Рождества Христова. Ко второму веку до Рождества Христова Коринф уже имел статус важного торгового центра северного Средиземноморья. Славная история города чуть было не прервалась в результате вторжения римлян. Коринф был разрушен военачальником Римской республики Луцием Ахейским. Восстановление города произошло в 44 году до Рождества Христова по приказу Гая Юлия Цезаря, который заселил вновь отстроенный Коринф бывшими рабами, вольноотпущенниками. С этого времени город приобрел репутацию места, заселенного людьми предприимчивыми, но не слишком образованными и нравственно устойчивыми. Как и в любом портовом городе, в Коринфе процветали различные пороки. Ситуация усугублялась тем, что в городе было расположено святилище языческой богини Афродиты. Кроме того, именно в Коринфе существенное влияние имело движение киников – ярким представителем его был Диоген, эпатировавший людей своим поведением и живший в пифосе, большом глиняном сосуде для вина. Удивительно, но именно в Коринфе в середине первого века появилась христианская община – одна из наиболее крупных в Римской империи. Основателем Коринфской церкви был апостол Павел. Он же направил коринфским христианам послание, отрывок из которого читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 16.13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 16.14 Все у вас да будет с любовью. 16.15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), 16.16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. 16.17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 16.18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. 16.19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. 16.20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. 16.21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно. 16.22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа. 16.23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, 16.24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Прозвучавший отрывок является окончанием первого послания апостола Павла к христианам Коринфа. Данный текст был собственноручно написан Павлом в Эфесе в период между 54 и 57 годом. Поводом для составления послания послужили недобрые вести о состоянии коринфской общины христиан. После отбытия апостола местные последователи Христа стали ссориться между собой и делиться на различные группировки. Одни коринфяне называли себя последователями Павла, другие – апостола Петра, третьи – известного на тот момент проповедника Аполлоса. Среди немногих здравомыслящих христиан-коринфян оказались Стефан, Фортунат и Ахаик, которые упоминаются в прозвучавшем отрывке. Они были теми, кто верно хранил заветы Павла и защищал единство христианской общины Коринфа. Они же уверили апостола в том, что Коринфская церковь преодолеет выпавшие на ее долю испытания. Акилла и Прискилла, которые также упоминаются в послании, были супружеской четой. Они приютили апостола Павла в своем доме, когда он прибыл в Коринф. Впоследствии они последовали за Павлом за Эфес и стали частью местной общины христиан. Необходимо отметить, что не все коринфские христиане вняли призыву апостола Павла и пожелали преодолеть разделение. Таковым Павел адресует древнюю еврейскую угрозу - анафема, маран-афа. Которое означает отлучение от церковного общения вплоть до второго пришествия Христа. Этим апостол подчеркивает, что нарушение церковного единства и противление христианской любви является страшным грехом, который отлучает человека от общения с Богом и которого нужно опасаться в первую очередь.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.