Перст — это устаревшее название пальца руки. Всем известна поговорка «один как перст». Здесь имеется противопоставление отдельного большого пальца остальным. Однако наше выражение о другом. И происходит оно из Библии.
Так, в Псалтири Давид, воспевая хвалу Богу за блага, дарованные Им человеку в прекрасно устроенной Вселенной, говорит:
«...взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил...».
Давид благоговеет, рассматривая творения Божьи, и поражается силе Создателя.
О «персте Божьем», как о проявлении высшей божественной силы говорится и в Книге Исход, в главе, повествующей о третьей казни египетской.
Как мы знаем, фараон упорствовал в своём нежелании отпустить еврейский народ, и признать над собой власть Всевышнего. За это несогласие вся земля Египетская была подвергнута так называемым казням — различным бедствиям. Их было десять, и третьей казнью стало появление мошек.
Приведём фрагмент из Писания:
«Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли...И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь».
Волхвы, признав свое бессилие, сказали фараону, что это «перст Божий», указывая на сверхъестественность всего происходящего.
Выражение «Перст Божий» есть и в Новом Завете. Мы обнаруживаем его в Евангелии от Луки. Иисус, вынужденный защищаться от нападок фарисеев, говорит:
«Если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие».
Законники и фарисеи не поверили в чудо изгнания Христом беса из немого. Они говорили, что Иисус заключил союз с дьяволом и требовали знамения с неба. Христос отвечает фарисеям, что если они признают в нём того, кто действует силой Божией, то значит должны признать и Его дела, и осознать, что наступило Царство Божье.
О таких обвинениях рассказывается и в Евангелии от Матфея. Однако, вместо «перста Божьего» евангелист употребляет оборот «Дух Божий». И то, и другое выражение служит обозначением внешнего выражения деятельности Бога.
Сегодня выражение «перст Божий» употребляют также, когда говорят о чём-то таинственном и необъяснимом, предопределяющем судьбу; о чём-то предрешённом, о знаке свыше.
Его синонимами называют выражения «перст судьбы» и «перст провидения».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.