В Иерусалиме, неподалеку от ворот, названных Овечьими, во времена Христа находилась необыкновенная купель. Временами по ее водной поверхности пробегало волнение, и первый, кто успевал погрузиться в купель в этот момент, чудесным образом выздоравливал.
Евангелист Иоанн пишет, что множество людей, страдавших разными недугами, лежало в пяти крытых галереях этого удивительного бассейна, ожидая движения воды. Был среди больных один человек - расслабленный, то есть парализованный - страдавший от своей болезни тридцать восемь лет. У него не было никаких шансов на исцеление. Сам он не мог опуститься в бассейн, и не было никого, кто помог бы ему. Об этой своей беде расслабленный и поведал Христу, проходившему мимо купели. «Встань, возьми постель твою и ходи!» - произнес Спаситель, и больной тотчас выздоровел.
Ученые, начиная с восемнадцатого века, пытались выяснить местоположение купальни, в которой произошло исцеление расслабленного. В начале двадцатого века французский библеист, специалист по географии Палестины, профессор Феликс Мари Абель, сопоставил евангельский рассказ с древне-иудейским преданием и предположил, что Овечья купель – это развалины в северо-восточном углу Иерусалимской крепостной стены.
Мнение эксперта:
Считается, что свое название Овечьи ворота получили еще во времена Первого Иерусалимского храма. Здесь, на северо-востоке Иерусалима, в крепостной стене находился вход, через который к храму приводили жертвенных животных – в основном, овец. Для их омовения перед принесением в жертву неподалеку от храма была установлена плотина, позволяющая собирать воду подземного источника в специально вырытый и выложенный камнями котлован. Этот водоем пережил период разорения Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором. После того как город был отстроен заново, при купели оборудовали второй резервуар, а древняя дамба стала разделительной стеной между старым и новым бассейнами.
Феликс Мари Абель предположил, что древняя каменная кладка, выступающая на поверхность земли гигантским периметром с перегородкой посередине – это и есть евангельская купальня!
После того, как археолог озвучил свою гипотезу, о руинах у Овечьих ворот забыли на несколько десятилетий. Лишь в шестидесятых годах двадцатого века французские археологи под руководством профессора Ролана де Во провели здесь исследования. Во время раскопок выяснилось, что развалины, на которые обратил внимание профессор Абель – это действительно два огромных котлована. В длину и ширину эти бассейны во времена Христа простирались не менее чем на пятьдесят метров. Точные размеры древних купелей установить не удалось, поскольку часть этого памятника в результате многократных перестроек Иерусалима оказалась под густонаселенной частью города.
Мнение эксперта:
Во время раскопок археологам открылись и те самые пять крытых галерей, о которых повествует Евангелие. Ученые датировали их периодом правления Ирода Великого, то есть первым веком до Рождества Христова. О том, что бассейны и сопутствующие им постройки – это именно комплекс гидросооружений, свидетельствовали характерные желоба и отверстия в древней плотине, предназначенные для поддержания определенного уровня воды.
Результаты исследований позволили ученым сделать вывод, что предположение профессора Абеля верно. Каменные котлованы, расположенные в непосредственной близости от Овечьих ворот – это, действительно целительная купель, о которой говорится в Евангелии. Ученым удалось найти то самое место, где прозвучал животворящий призыв к расслабленному и его чудесное исцеление.
Не унывай, на вопросы отвечай
Пандемия коронавируса 2020 года принесла человечеству немало страданий. Но приметой этого тревожного времени стали не только статистические сводки заражений, но и рассказы о доброте, взаимовыручке и поддержке. Так, французский комический актёр Ноам Картозо во время карантина организовал весёлую викторину для своих пожилых соседей. Утешительное развлечение ежедневно транслировались в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
В дни самоизоляции парижане установили традицию каждый вечер в восемь часов выходить на балконы, чтобы поаплодировать врачам, борющимся с коронавирусом. Не стали исключением и жители маленькой улочки Сен-Бернар, где проживает Наом Картозо. Участвуя в акции солидарности с медиками, актёр заметил, что его пожилые соседи день ото дня становятся всё грустнее. Молодой человек попытался ободрить приунывших — он включал музыку и приглашал всех потанцевать. Инициативу вежливо отклонили.
Комик не отступился от своей идеи поддержать людей. Он объявил конкурс на звание самого сообразительного во дворе, и на этот раз соседи откликнулись. Ноам задавал непростые вопросы, кто отвечал первым — получал баллы. Набравшим наибольшее количество очков доставались призы — туалетная бумага, которая на какое-то время попала в разряд дефицита, и вермишель как символ запасливости. С каждым днём участников викторины становилось всё больше. Форму конкурса пришлось менять по ходу — из индивидуального соревнование стало коллективным. Команды двух домов, стоящих друг напротив друга, увлечённо отвечали на вопросы Ноама Картозо.
Опыт показался соседям настолько увлекательным, что они решили им поделиться. Эрудиты создали блог в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где ежедневно выкладывали видеозапись своей интеллектуальной игры. Страница моментально собрала десятки тысяч подписчиков. Признаюсь, что я тоже подписалась. Мой французский не позволял в полной мере оценить искромётные шутки и оригинальные ответы участников викторины. Но то, что весёлая затея Ноама Картозо сплотила соседей и помогла прогнать уныние, понятно было и без слов.
Все выпуски программы Живут такие люди
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен