Говоря о городе с именем Иркутск, нельзя обойти вниманием, прежде всего, его собственного имени.
Ибо имя для русского языка странное и русских правдоподобных корней нет возможности. Алексей Александрович Бобровников, православный миссионер-монголовед, знаток монгольского языка и Автор классической "Грамматики монгольско-калмыцкого языка" считал, что корни названия следует искать именно в монгольском языке. Он предположил – и вполне обоснованно – что монгольское название Иркутска – Эркэу, скорее всего, носила здешняя местность еще до прихода сюда русских.
Есть в монгольском языке слово «эрги», что в переводе обозначает ворочайся, кружи, обходи, окружай.
И есть в Азии несколько мест, носящих подобное название. И все названия относятся к прибрежным населенным пунктам или рекам, причем быстро текущим и имеющим в изобилии во многих местах водовороты. И это с полным основанием можно приложить к притоку Ангары – реке Иркут.
Есть правда и второй вариант. Если слово «эркэу» создалось после пришествия русских, то корень его можно искать в слове эркэ – что обозначает «сила, власть».
Ну вот, с названием более-менее разобрались, хотя, как видим, полной ясности нет и вряд ли за давностию лет истина когда-нибудь будет установлена.
Равным образом непонятно и поныне, когда именно на месте теперешнего Иркутска появилось первое поселение. Впервые название реки Иркуть появилось в русских документах в 1647 году. Предполагается далее, что на острове Дьячий в 1650-х годах построено было первое русское зимовье. Строил его енисейский сотник Максим Перфильев сотоварищи.
А вот совсем достоверно известно, что летом 1661 года Яков Похабов с отрядом служилых людей начал возводить укрепления, о чем и сообщил в воеводский город Енисейск: «…В нынешнем 1661 году июля в шестой день против Иркута-реки на Верхоленской стороне государев острог служилыми людьми ставлю, и башни, и потолок срублены и государев житный амбар служилые люди рубят… А как бог совершит наготово острог и о том будет писано в Енисейский острог к воеводе Ивану Ивановичу».
Первая крепость Иркутска имела небольшие размеры (где-то 19 х 17 метров). А вот то при новой перестройке в 1670 году крепость уже имела уже квадратную форму с длиной стороны в 108 метров. И самое главное – с башнями, что и позволило уже назвать новое поселение городом.
Так появился город Иркутск.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди