В декабре тысяча восемьсот шестидесятого года Ольга Хакман медленно шла по обледенелому тротуару города Выборга. Чувствовалось приближение Рождества: во дворах богатых домов устанавливали ёлки и развешивали гирлянды, в витринах магазинов заманчиво блестели затейливые игрушки, наряды и украшения. Горожане спешили приобрести подарки своим друзьям и близким: лавки были полны нарядных, оживлённых покупателей. Девушка направилась в ближайший магазинчик и вдруг остановилась. У витрины стоял бедно одетый мальчик и заворожённо разглядывал целую армию оловянных солдатиков. Ольга не могла пройти мимо: она зашла в игрушечную лавку, купила ему солдатиков. Когда девушка протянула ребёнку пакет с игрушками, мальчик так растерялся, что даже не смог пролепетать "спасибо". А Ольга погладила его по голове и подумала, что её заветное желание - сделать для этого мальчика гораздо больше; чтобы он мог не только сегодня, но и каждый день чувствовать себя по-настоящему счастливым.
Ольга была впечатлительной, тонкой натурой, чувствительной к нужде других людей. Так воспитали её родители: Вильгельм и Алиса Хакманы. Вильгельм Хакман, состоятельный купец, в жизни был очень скромен и прост; никогда не требовал от других того, чего не требовал от самого себя. Огромное внимание уделял он социальному обеспечению сотрудников: организовал классы взаимопомощи нуждающимся, обеспечивал пособиями малоимущих. Фирма "Хакман и Компания" занималась торговлей, владела заводами по переработке леса, имела судоверфь, торговые суда. При заводах и лесопилках фирмы Хакмана открывались народные школы и больницы для рабочих и членов их семей. Предприниматель ввёл страхование рабочих от несчастных случаев за счёт хозяев, содержал пенсионные кассы. Вильгельм оказывал большую поддержку выборгским детским домам, лекционным залам и библиотекам. Благодаря деятельности промышленника было открыто несколько детских садов в пригородах Выборга. А его жена, Алиса, организовала для бедных женщин мастерские по пошиву детского белья и одежды. Алиса Хакман долгие годы была попечительницей выборгского общества сестёр милосердия, созданного их дочерью, Ольгой.
Ольга Хакман с детства точно знала, что хочет служить ближним, но долго колебалась: какой именно путь ей для этого избрать. Какое-то время она работала учительницей в небогатых семьях Выборга. Но затем всё-таки решила посвятить себя служению больным и бедным. Ольга отправилась в немецкий город Дрезден и прошла там обучение в качестве сестры милосердия или диаконИссы. Слово диаконИя в переводе с греческого означает «служение, служба». Древний христианский институт диаконИсс был возрождён в Германии в первой половине девятнадцатого века. Диакониссами становились незамужние и бездетные женщины после особого обряда посвящения. Их обучали основам ведения хозяйства, элементарным медицинским знаниям, а также чтению, письму, счёту - всему, что могло пригодиться для их служения. После окончания учёбы диакониссы приступали к своей работе: в больницах и церковных приходах они самоотверженно помогали всем, нуждавшимся в их уходе.
После посвящения в диакониссы Ольга вернулась в Выборг и организовала здесь общество сестёр милосердия "Дикони", которое существует и сегодня. Выборгские диакониссы немало сделали для больных, пожилых и бедных жителей города.
Кроме этого, Ольга Хакман осуществила свою давнюю мечту: начала сбор средств для организации в Выборге приюта для сирот. К сожалению, она не дожила до его открытия: девушка скончалась в двадцать шесть лет от туберкулёза. В тысяча восемьсот шестьдесят девятом году приют для сирот принял своих первых маленьких насельников. А через четыре года, в память об Ольге, в пригороде Выборга Сауналахти (современный посёлок Северный) купцы Хакманы открыли больницу сестёр милосердия.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия