Однажды к святой княгине Анне Новгородской, жене Ярослава Мудрого, пришла одна знатная вдова с просьбой помочь в лечении сына. Анна посоветовала обратиться к норвежскому конунгу, который тогда гостил на Руси:
- Он здесь лучший лекарь — и попроси его коснуться рукой того, что болит у твоего сына, а если он откажется, то скажи, что я его об этом прошу.
Когда вдова пришла к норвежцу, он, обладая очень смиренным нравом, поначалу не согласился ей помочь, говоря:
- Я не лекарь, а тебе надо обратиться именно к лекарю.
Но потом конунг уступил, подошёл к больному мальчику, осмотрел его и дал кусочек размоченного хлеба, разложенного крестообразно на ладони. Мальчик проглотил хлеб и тут же стал чувствовать себя лучше, а потом совсем выздоровел. А тот, кто его исцелил, навсегда остался в памяти человечества как Олаф Святой, которого ещё издревле называют «вечным королём Норвегии»…
С детства участвуя в военных походах, Олаф проявлял не только безмерную удаль, но и жестокость, участвуя в разорении христианской Англии. Всё изменилось, когда 18-летний вождь норвежцев сознательно принял крещение и стал защитником и проповедником веры.
За несколько лет Олафу удалось объединить большую часть Норвегии, прекратить беспорядки и разбои, повсеместно насадить христианскую веру.
С проповедью Христа он объехал почти всю Норвегию, устраивая в селениях народные сходы – тинги – на которых призывал людей принять христианство. Заботясь о том, чтобы семена веры не только сеялись, но и давали рост, Олаф направлял в объезженные им области священников и строил храмы.
Олаф строго запретил старые языческие обычаи Норвегии, включая кровную месть и разбои. При этом конунг стремился действовать мирно, уговорами, и только по исчерпании этих средств применял военную силу.
Олаф был очень благочестивым человеком, и это проявлялось в повседневной жизни, чего многим из нас так не хватает. Так, историк оставил трогательные свидетельства о том, как святой Олаф пел псалмы, Едучи на коне, вставал рано утром и первым делом шёл на церковную службу.
Даже когда святому Олафу приходилось решать дело силой, он не только не испытывал ненависти к врагам, но даже заботился об их спасении. Накануне своей последней битвы, в которой Олаф погиб, он отдал много серебра одному из подчинённых и сказал:
— Эти деньги ты должен сохранить и потом разделить. Часть из них пусть пойдёт церквям, часть — священникам, часть — беднякам, а часть на молитвы за души тех, кто погибнет, сражаясь против нас.
Своих людей Олаф тоже ценил и перед битвой выстаивал многие часы, молясь за себя и воинов. А в бой его дружина шла с кличем:
- Вперёд, вперёд, люди Христа, люди креста, люди конунга!
Поражение и гибель святого Олафа в его последней битве чудесным образом стали его великой победой. Ведь так часто и бывает у христиан: проигрывая по мирским меркам, они оказываются победителями в Господе.
Святость Олафа проявилась сразу после его смерти: убивший Олафа воин по имени Торир быстро исцелился от боевой раны, как только прикоснулся к окровавленному телу конунга. Как говорит историк, «Торир был первым из знатных людей в войске врагов конунга, кто признал святость конунга».
Прославление же Олафа в лике святых состоялось уже через год после его смерти. В Скандинавии, Прибалтике, на Руси и даже в Константинополе появились храмы во имя святого Олафа, а сам святой король Норвегии прославился многими исцелениями и чудесами.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.