Об одном аргументе против медицины - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Об одном аргументе против медицины

* Поделиться
Худиев

Сергей Худиев
Фото: Анна Гальперина

Как-то в англоязычном интернете я набрел на бурные споры вокруг памятника американскому хирургу XIX века Мэриону Симсу, которого называют «отцом гинекологии». Многие требуют снести этот памятник, поскольку к своим достижениям в области медицины Симс пришел в ходе экспериментальных операций над чернокожими рабынями. Одни при этом говорят, что он, подобно знаменитому нацисту доктору Менгеле, проводил варварские эксперименты над несчастными невольницами, другие — что это было экспериментальное лечение, в котором они нуждались и на которое были согласны.

Так или иначе, на такие эксперименты над белыми женщинами он в то время едва ли бы решился. Был ли он жестоким злодеем, или не больше чем просто человеком своей эпохи — вопрос, конечно, важный, но мы не станем на нем останавливаться.

Интереснее другое — никто, на основании этого примера, не считает, что медицина — зло, и что врачи вообще мучители и злодеи.

Хотя, по правде сказать, история медицины полна жестокости и страдания. Врачи практиковали болезненные методы лечения, эффективность которых была при этом сомнительной. Первые опыты с наркозом начались только в середине XIX века, но и в ХХ-том многие врачи считали, что боль — необходимый компонент медицинской практики.

Да и сейчас, при всем огромном прогрессе медицины, в сети можно постоянно наткнуться на различные жалобы.

Но в целом мы понимаем, что медицина — это одна из благороднейших человеческих профессий, и мы имеем все основания быть благодарными медицинским работникам. И тем, с кем мы имеем дело сейчас, и их предшественникам.

Когда некоторые культы рассказывают нам, что медики, на самом деле, великое зло (как, например, сайентологи очень ополчаются на психиатрию) — мы понимаем, что имеем дело с недобросовестной пропагандой.

Мы понимаем, что довод против медицины, основанный на примерах врачей-мучителей, логически ошибочен. На самом деле, любая человеческая деятельность, которая разворачиваемся в истории — медицина, наука, экономика, политика, что угодно еще — совершается грешными, склонными заблуждаться людьми.

Но этот же довод предлагается в качестве любимого аргумента против христианства. Мол, в истории христианства были люди, которые вели себя не лучшим образом — принуждали еретиков отречься «ради их вечного спасения», а упорствующих сжигали, изводили культуры аборигенов, чтобы силком навязать им свою веру и обычаи, и вообще в истории христианства (как и истории медицины, и истории науки) мы можем найти немало мрачных страниц.

Что же, они были грешными людьми своей эпохи. Мы можем только скорбеть об их поведении. Но это никак не служит аргументом против христианства — как и против медицины.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем