

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
У поэта Тимура Кибирова есть стихотворение об Иисусе Христе — называется «Наш-то наш». Вот его первые строки:
Их-то господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведет за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок –
А наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.
Одним из вечных аргументов в пользу истинности христианства всегда было то, что, если бы человек решил себе придумать какую-то религию, он едва ли выдумал бы себе такого Бога как Христос. Человек скорее выдумал бы сильного всесокрушающего победителя, эпического героя, а не Того, Кто добровольно принял унижения и позорную мученическую смерть на Кресте, Кто не стал даже сопротивляться, хотя мог бы…
Мне кажется, эта мысль верна не только по отношению к евангельскому рассказу о Христе, но и к едва ли не всем другим людям, которых можно встретить на страницах Нового Завета. Среди тех, кого Евангелие приводит нам в пример, — нет героев в «голливудском» смысле слова. В основном мы видим очень простых людей — тех, кого противополагают героям и называют «обычными». Например, рыбаки. А то и вовсе те, кого принято чураться — например, блудницы и воры. Но в какой-то решающий момент именно такие немощные неприглядные люди становятся настоящими героями — в том смысле, что являют подлинную силу духа и меняет собственную жизнь, меняют себя изнутри. А это — как известно — самое тяжелое. Один из таких людей — мытарь Закхей. Это история о сборщике податей, которому — ввиду малого роста — пришлось залезть на дерево, чтобы за спинами толпы увидеть Христа. Это — ситуация вроде бы не героическая, вроде бы бытовая. И оттого поместить в нее самого себя — доступно каждому. Для этого даже не требуется особенного воображения. Достаточно просто внимательно посмотреть на свою собственную жизнь. Так — в той или иной форме — о Закхее говорят все наши сегодняшние собеседники. Об этой фигуре часто размышляют еще и потому что именно на него Церковь призывает обратить внимание, когда — очень заранее — начинает готовить человека к приближению Великого Поста.