Когда люди говорят о том, что от Церкви их отталкивает то или другое, мне хочется сказать, что если ты не веришь в спасение души, то что тебе вообще делать в Церкви? А если веришь, то что может оттолкнуть тебя от Церкви?
Я довольно часто сталкиваюсь с этим в сети — люди прочитали о Церкви что-то плохое. Какой-то безобразный случай, дорожное происшествие, какой-то конфликт — и пишут, что это «отталкивает их от Церкви». Или какой-нибудь священник (или просто православный человек) сказал что-то не то, что хотелось бы услышать. Или Церковь не разделяет дорогих человеку политических воззрений.
Мне это кажется странным. Меня можно оттолкнуть от чего-то, что для меня не важно. В чем я вовсе не испытываю необходимости. Ресторан может оттолкнуть меня слишком дорогим бизнес-ланчем. Потому что я, в принципе, могу без него обойтись, не умру. Футбольные матчи отталкивают меня дорогими билетами и буйными болельщиками. Да меня как-то и не тянет на футбол. В опере меня отталкивает... даже не знаю что. Не интересуюсь оперой.
Но сама природа возвещения Церкви такова, что если оно истинно — то Церковь нам необходима более, чем что бы то ни было на свете. А если это не так — то она просто не нужна. Собственно, это даже не ее возвещение. Это возвещение одного человека — Иисуса Христа.
Мы встречаем Его в Евангелиях — воспоминаниях, составленных Его учениками. Иисус говорит удивительные вещи, так, что даже Его противники признают — «никогда человек не говорил так, как Этот Человек. (Иоан.7:46)
А говорил Он о том, что Он, Иисус, был с Отцом прежде бытия мира. Что Он есть Истина — не просто кто-то, кто говорит истину, но сама Истина. Что именно Он придет судить все народы в последний день. Что те, кто поверят Ему, обретут жизнь вечную. Что тот, кто видел Его, видел Отца. Он не только говорил — Он творил чудеса. Исцелял больных и насыщал голодных.
Одни уверовали в Него — другие отказались, и объявили Его слова возмутительной неправдой. Его арестовали, ложно обвинили в попытке захватить царскую власть, и предали страшной смерти, распяв на Кресте.
Но на третий день он воскрес и пришел к ученикам, которым поручил проповедовать всем людям весть о вечном спасении. Как Он сказал, «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар.16:15,16)
Он сказал также «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18)
Таковы Его слова — и мы, как и Его современники, можем ответить на них верой или противлением. Христиане — это те, кто верят Ему, принимают Его обещание вечной жизни и приходят за ней в Церковь, которую Он основал, где совершаются Таинства, которые Он установил.
А если вы уверовали во Христа — то что может оттолкнуть Вас от вечной жизни?
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.