

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Нередко от людей верующих можно услышать, что отношения с Богом — это тайна. Привычная интерпретация этой мысли обычно подразумевает, будто религия — сфера столько туманная и запутанная, что о Боге нельзя сказать ничего определенного. Но это, конечно, стереотип. Мысль, что отношения с Богом являются тайной, означает другое: никаким словами и даже никакими догматическими формулами невозможно Бога исчерпать. Невозможно полностью определить — то есть, положить предел. Невозможно выразить до конца. Всегда остается какой-то зазор между тем, что мы можем воспринять и выразить, и тем, что есть Бог по существу. При всей кажущейся абстрактности, эта мысль на самом деле имеет свое практическое измерение. Потому что касается такого неотъемлемого человеческого качества как вера. Есть такой афоризм: «Чтобы верить, надо знать». Но тогда возникает вопрос: как можно знать Бога, который по своей сущности непознаваем? Как можно верить в того, кого, казалось бы, никогда не видел? Как можно сказать что-либо о вере, если любые наши слова будут недостаточны? Обращаясь к таким вопросам, выдающийся проповедник двадцатого века митрополит Антоний Сурожский точкой сборки своих размышлений видит определение апостола Павла из послания к Евреям: вера есть уверенность в невидимом. В этом определении — и вызов для человеческого ума, и одновременно ответ на дилемму той тайны, которой всегда остается опыт Бога.