Слово «терпимость» часто имеет негативный оттенок — как «готовность соглашаться с заблуждениями». В самом деле, в нашем мире терпимость часто превращается в игру в одни ворота. Христианство сталкивается — в США, в Европе, в меньшей степени в России — с идеологией и мировидением, которое с ним несовместимо. Его часто называют «либеральным» или «прогрессивным», и его характерные признаки — настойчивое продвижение по всему миру явлений, которые с точки зрения христианства являются тяжким грехом.
Когда христиане критикуют такую политику, их обвиняют в «нетерпимости» и даже «ненависти». «Терпимостью» в этом контексте объявляется полное и безоговорочное повиновение идеологии, с которой ни один верный христианин не может согласиться.
Это мешает понять подлинный смысл терпимости — терпимости как добродетели. Между тем, это важная добродетель. Она близка таким христианским качествам, как кротость, долготерпение и любовь к ближнему.
Мир полон людей, которые яростно нападают на ложь и зло — причем они часто нападают на действительно плохие вещи. Как киношные герои, которые бьют и крушат злодеев, они верят, что борьба за добро состоит в яростных атаках на зло.
Это ошибка, в которую легко впасть — мы вообще легко впадаем в ярость и гнев. Выступая против зла, люди часто не замечают, что выступают на стороне еще худшего зла. Сознание собственной правоты — ведь я выступаю против несомненного зла! — резко понижает способность человека оценивать свои собственные действия. Как с моральной точки зрения, так и с точки зрения здравого смысла, да и элементарной эффективности — чего можно добиться, действуя таким образом?
Мы не призваны бороться со злом. Экспедиция, в которую мы посланы, спасательная, а не карательная. Мы боремся ради спасения людей. Это значит, не против дурных или заблуждающихся людей — а за них. Терпимость — это не вопрос отношения к ложным и разрушительным взглядам, которые мы, разумеется, не можем и не должны принимать. Терпимость — это вопрос отношения к людям. Как говорит Апостол, «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:24-26)
Мы призваны приветливо, дружелюбно относиться к заблуждающимся людям, поддерживать с ними общение, сохранять человеческие контакты — чтобы мягко и терпеливо свидетельствовать об истине, подражая Богу, который «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9)
«Духовный подъём»
Раннее утро. В задумчивости иду по пустынной платформе метро и размышляю о своей жизни. Скоро у меня день рождения, и я подвожу итоги года, думаю, что же полезного мною сделано за прошедшие 12 для души. В церковь — хожу. Стараюсь не лениться, не плыть по течению, жить по заповедям Божиим и пребывать со всеми в мире. Казалось бы, делаю многое, а прогресса не вижу, не ощущаю духовного подъёма. Топчусь на одном месте.
Погружённый в невесёлые мысли, подхожу к эскалатору и замечаю, что ошибся, зашёл не туда, и мне нужен другой эскалатор, поднимающий наверх, а не этот, спускающийся из вестибюля метро на платформу. Но чтобы подойти к нужному эскалатору, нужно обогнуть достаточно длинное ограждение. «Подняться наверх здесь будет быстрее, чем обходить, — думаю я. — Метро здесь неглубокое, людей нет, за пару минут управлюсь».
И преодолевая чёрные ступеньки, начинаю взбираться наверх. Это оказывается не так просто, лента эскалатора ведь едет вниз! Поначалу у меня даже возникает ощущение, что я стою на одном месте. Тогда начинаю ускоряться и вскоре оказываюсь в вестибюле метро.
И тут меня осеняет — этот подъём и есть ответ на мой вопрос! В духовной жизни нет такого эскалатора, который бы быстренько вознёс к вершинам. Более того, трудности жизни тянут вниз, как эскалатор, по которому я только что взошёл наверх. Даже если ты идёшь, но идёшь медленно, то появляется ощущение топтания на месте. Поэтому так важно постоянно находиться в духовном движении, ускоряться и не давать душе лениться, только тогда будет результат!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 апреля. О иеромонахе Василии и иноках Трофиме и Ферапонте
Сегодня 18 апреля. В этот день в пасхальное утро 1993 года претерпели насильственную смерть насельники Оптиной пустыни иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт.
О них рассказывает иеромонах Назарий Рыпин.
18 апреля. О доносительстве и коварстве
В 16-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей».
О доносительстве и коварстве, — священник Николай Дубинин.