Замысел романа «12 стульев» возник у его авторов не на пустом месте. Фабула этой трагикомичной истории была взята из реальной жизни. И прототипом Кисы Воробьянинова стал Николай Стахеев – знаменитый промышленник-миллионер и благотворитель. Предчувствуя революцию и все связанные с ней ужасы, он уехал во Францию, спрятав в своём московском особняке на Новой Басманной улице большие ценности. А когда уже после 1917 года тайком вернулся, чтобы забрать сокровища, был арестован. В обмен на свободу Стахеев показал, где спрятал клад. На эти деньги прямо в особняке Николая Дмитриевича соорудили Дом Культуры железнодорожников. Литературоведы полагают, что об этой истории знали Катаев, Ильф и Петров. Она и послужила основой для романа.
Может, в связи с упоминанием «барина из Парижа» у кого-то имя Николая Стахеева и вызовет ироническую улыбку, но только не у жителей Алушты. Те, кто знают историю своего города, помнят, сколько сделал для становления этого курорта Николай Дмитриевич. Будучи наследником огромного состояния в пять миллионов рублей, владельцем золотых приисков, нефтяных промыслов, фабрик, заводов, пароходств, Стахеев вошёл в историю и как предприниматель, работавший на благо России и как меценат, не жалеющий средств на образование, культуру и здравоохранение.
В Алуште Николай Дмитриевич появился в 90-ых годах 19-ого столетия. Приобрёл там землю и выстроил для своей семьи прекрасное имение с виллой. Один из самых красивых особнячков города расположился в Приморском парке среди экзотических растений. Парк Стахеев сделал доступной для всех желающих территорией. Деньги за вход с курортников и горожан, естественно, не брал.
Едва обжившись в Алуште, Николай Дмитриевич построил ночлежный приют на двести мест и ремесленную школу, земское училище и первый в городе театр, о котором давно мечтали местные власти. В 1904 году магнат открыл купальни с холодными и теплыми ваннами, с морской и пресной водой. Эти купальни расположились на набережной, которую благоустроил, оснастил фонарями и подарил городу Николай Дмитриевич. Её сразу назвали Стахеевской и она стала любимым местом для прогулок отдыхающих.
В путеводителе по Крыму тех лет о Стахееве писали, как о человеке, который совсем недавно поселился в Алуште, но много способствует её процветанию. Он вложился в строительство пристани, тысячу рублей истратил на устройство больницы - земского приёмного покоя. Пожертвовал крупную сумму на сооружение двухэтажного здания аптеки и усадьбы, в которой жили священнослужители. Открыл церковно-приходскую школу и выделил средства на украшение храма Феодора Стратилата.
Самой большой исторической достопримечательностью Алушты были руины средневековой крепости Алустон, которую построили ещё в шестом веке по велению византийского императора Юстиниана. Стахеев – человек не чуждый искусству – он приходился племянником художнику Ивану Шишкину и коллекционировал живопись – вложил деньги в реконструкцию и укрепление древних башен Алустона.
Николай Дмитриевич приезжал в Алушту редко, постоянно он жил в Москве. Его дворец на Новой Басманной прекрасно сохранился. После революции в нём, как и написано у Ильфа и Петрова, открыли клуб железнодорожников. А накануне Великой Отечественной войны особняк стал клубом детей железнодорожников. Кружков там было великое множество: от технических до творческих. Сюда бегали на свои первые репетиции совсем ещё юные Олег Даль, Олег Басилашвили, Валентина Толкунова. Чудесная вилла в Алуште так же отдана маленьким горожанам: в ней расположился Дворец детского и юношеского творчества.
Думается, что против этого «добрый, отзывчивый, немного чудаковатый», как писали о нём газеты, Николай Стахеев не стал бы возражать. К детям он всегда относился трепетно, ведь кроме своих четверых у него было семеро приёмных ребят.
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.