«Слово пастырей Церкви полезней и нужней всего того, что может сказать наш брат писатель», — так высказался Николай Васильевич Гоголь в своей «Авторской исповеди» — произведении, написанном им в ответ на резкую критику его книги «Выбранные места из переписки с друзьями», в которой Гоголь выражал свои христианские взгляды. Светское общество тогда обвинило Николая Васильевича в морализаторстве и нравоучительстве, упрекало в ханжестве и навязывании личного мнения. Однако, как справедливо заметил другой, более близкий к нам по времени классик, «большое видится на расстоянье». Сегодня «Выбранные места...» исследователи считают одним из самых весомых и недооценённых текстов Гоголя. Вместе с «Авторской исповедью», «Размышлениями о Божественной Литургии» и «Правилом жития в мире» они вошли в современный сборник писателя под названием «Духовная проза».
Впрочем, критиков Николая Васильевича в какой-то мере можно понять: в их представлении острый сатирик, на перо к которому лучше не попадаться, автор произведений, заставивших смеяться весь мир, просто не мог так резко перемениться, заговорив вдруг всерьёз, да ещё и о душе, о Боге! Но только Гоголь-то вовсе не менялся! Его творческий путь был последовательным движением к осознанию истинного предназначения человека и писателя. Об этом он и рассуждает в своей «Авторской исповеди», не оправдываясь, но продолжая линию, выстроенную им в «Выбранных местах из переписки с друзьями».
И всё же Гоголь в любом своём тексте остаётся Гоголем, каждую фразу которого читаешь с упоением. Такой уж у него был дар — отзываться в сердце читателей красотой своих строк и по-хорошему будоражить. К примеру, его «Размышления о Божественной Литургии» из сборника «Духовная проза» написаны с таким трепетом и восторгом, что поневоле чувствуешь: писатель говорит о чём-то великом, грандиозном, не укладывающемся в рамки обыденности.
Невероятно волнительно описал Николай Васильевич один из важных моментов Богослужения, когда хор поёт Херувимскую песнь, а в алтаре в это время на Престол полагаются Святые Дары — хлеб и вино, которые станут Телом и Кровью Христовой. Прочитав, хочется как можно скорее попасть в храм, чтобы всё увидеть своими глазами. И не перестаёшь удивляться тому, почему же некоторые современники поставили Гоголю в укор его удивительную «Духовную прозу»... Но радуешься тому, что, спустя почти два века мы, читатели, оказались среди тех благодарных потомков, кто сумел её по достоинству оценить.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.