В 1893 году Михаил Павлович Чехов, родной брат знаменитого писателя, приехал по делам службы в город Углич — его назначили уездным податным инспектором. В первый же день, прогуливаясь по заросшим травой тихим улочкам провинциального городка и распугивая копошащихся возле домов кур и уток, он с грустью думал о том, что после Москвы с её богатой культурной жизнью, наверное, помрёт тут со скуки. И вдруг на старом дощатом заборе увидел занятное объявление. Оно гласило, что в доме некоего купца Евреинова в ближайшую субботу состоится очередное представление драмкружка. Приглашались все желающие.
Стоит ли говорить, что Михаил Павлович на представление пришёл. И с того вечера стал активнейшим участником самодеятельного театра и добрым другом его основателя — Николая Дмитриевича Евреинова, угличского купца и известного благотворителя.
Театр Евреинова был в то время в Угличе, пожалуй, единственным местом, где горожане чувствовали себя «вышедшими в свет». Предоставив в распоряжение труппы одну из больших зал собственного дома, Николай Дмитриевич пускал на представления всех, не требуя со зрителей платы за билет. Наоборот, он сам давал артистам деньги на пошив костюмов к пьесам и необходимый реквизит. По субботам люди шли к Евреинову и от души благодарили гостеприимного хозяина за возможность «элегантно» провести время.
Однако театр был далеко не единственным из того, что делал Николай Дмитриевич на благо родного города и его жителей. Не самый богатый купец в Угличе, он, тем не менее, всегда находил возможность помочь нуждающимся. Не ждал «подходящего момента» — жертвовал, сколько мог. Активно участвуя в деятельности губернского Попечительства о бедных, Евреинов ежемесячно передавал средства на его нужды, даже если был в стеснённых денежных обстоятельствах и мог выделить всего лишь десять рублей. Когда дела шли хорошо, жертвовал по тысяче, а то и больше.
Николай Дмитриевич приложил немало стараний для того, чтобы в Угличе появились детский приют и богадельня. Да, в городе может не быть театра, — соглашался он. Но заботиться о сиротах и стариках необходимо! И активно участвовал в сборе средств на открытие этих благотворительных заведений, первым вложив немалую сумму.
Горожане любили энергичного, добродушного, улыбчивого и совсем не заносчивого купца. В 1894 году Евреинова избрали городским головой. Угличцы не скрывали, что на этой должности ждут от него в числе прочего открытия публичной библиотеки, разговоры о которой велись в городе на протяжении последних десяти лет, но видимого результата так и не было. Николай Дмитриевич подключил все свои общественные связи и пустил в ход не только казённые, но и личные средства, и в 1897 году, перестроив и расширив за свой счёт здание бывшего полицейского управления, открыл в нём долгожданную библиотеку.
Просвещение и образование у купца Евреинова вообще стояли на особом счету. В детстве родители выучили его читать и писать — денег хватило только на начальную школу. Николай Дмитриевич всю жизнь стеснялся своей необразованности и приложил много усилий для того, чтобы дети бедняков могли учиться бесплатно. В 1900 году при поддержке Евреинова в Угличе открылась женская прогимназия, в которой купец оплатил места на несколько лет вперёд, чтобы на них могли поступить дети из нуждающихся городских семейств или неимущие крестьяне. В 1896 году Николай Дмитриевич убедил городские власти ежегодно освобождать от платы за обучение 30 беднейших воспитанников угличского Приходского училища.
Благотворительная деятельность купца Евреинова была отмечена самим императором Николаем II медалью «За усердие». Но скромный Николай Дмитриевич стеснялся её носить. «Усердие не на груди серебром звенеть должно, а в груди добрым сердцем биться», — говорил он.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение