Ситуации, когда чужое лучше, чем своё; другой мудрее, чем кто-то близкий и хорошо знакомый – обозначаются выражением «нет пророка в своём отечестве». Оно пришло к нам из Библии, и есть во всех четырёх Евангелиях.
У евангелиста Матфея оно звучит так: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём».
Господь пришел в Назарет, туда, где жила его семья, где многие знали его с детских лет. Он пришел проповедовать, но услышал: «откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын?» И далее, как сказано в Священном Писании, «не совершил там многих чудес по неверию их».
Святитель Иоанн Златоуст отмечает:
«Придя в Назарет, Христос оставляет чудеса, чтобы не возжечь в иудеях большей зависти, и чтобы не осудить строже за умножившееся неверие. Но не упрекает их».
Мысль, озвученная в Евангелии от Матфея почти в том же виде, содержится и у евангелиста Марка.
В Евангелии от Луки слова Иисуса об этом звучат так: «Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве».
Пророками называли людей, которые толковали волю Бога и возвещали остальным слово назидания и утешения.
Пророк – значит говорящий. И тем, что он говорит, заслуживает уважение и внимание к себе.
Самого Иисуса как пророка чтили и признавали во многих городах, но «отечество» оказалось для него негостеприимным. Жители Назарета видели в Христе простого жителя, как и они сами, и не допускали того, что это Он послан Богом.
Святой Феофилакт Болгарский рассуждая над строками Писания, отмечал: «Люди всегда имеют обычай заботиться о редком и странном, и ему дивиться, а общее и обычное - презирать. Поэтому ни один пророк не ценится в своём отечестве, но, если он придёт из какой-нибудь другой страны, ему удивляются».
«Нет пророка в своём отечестве». Так еще говорят о невнимательном или скептическом отношении к талантливым людям в своей стране, городе или семье.
«Духовный подъём»
Раннее утро. В задумчивости иду по пустынной платформе метро и размышляю о своей жизни. Скоро у меня день рождения, и я подвожу итоги года, думаю, что же полезного мною сделано за прошедшие 12 для души. В церковь — хожу. Стараюсь не лениться, не плыть по течению, жить по заповедям Божиим и пребывать со всеми в мире. Казалось бы, делаю многое, а прогресса не вижу, не ощущаю духовного подъёма. Топчусь на одном месте.
Погружённый в невесёлые мысли, подхожу к эскалатору и замечаю, что ошибся, зашёл не туда, и мне нужен другой эскалатор, поднимающий наверх, а не этот, спускающийся из вестибюля метро на платформу. Но чтобы подойти к нужному эскалатору, нужно обогнуть достаточно длинное ограждение. «Подняться наверх здесь будет быстрее, чем обходить, — думаю я. — Метро здесь неглубокое, людей нет, за пару минут управлюсь».
И преодолевая чёрные ступеньки, начинаю взбираться наверх. Это оказывается не так просто, лента эскалатора ведь едет вниз! Поначалу у меня даже возникает ощущение, что я стою на одном месте. Тогда начинаю ускоряться и вскоре оказываюсь в вестибюле метро.
И тут меня осеняет — этот подъём и есть ответ на мой вопрос! В духовной жизни нет такого эскалатора, который бы быстренько вознёс к вершинам. Более того, трудности жизни тянут вниз, как эскалатор, по которому я только что взошёл наверх. Даже если ты идёшь, но идёшь медленно, то появляется ощущение топтания на месте. Поэтому так важно постоянно находиться в духовном движении, ускоряться и не давать душе лениться, только тогда будет результат!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 апреля. О иеромонахе Василии и иноках Трофиме и Ферапонте
Сегодня 18 апреля. В этот день в пасхальное утро 1993 года претерпели насильственную смерть насельники Оптиной пустыни иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт.
О них рассказывает иеромонах Назарий Рыпин.
18 апреля. О доносительстве и коварстве
В 16-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей».
О доносительстве и коварстве, — священник Николай Дубинин.