Эх, времена нынче трудные, суетные, непростые… Живое олицетворение этих трудностей – многочисленные одинокие женщины, молодые и не очень, приходящие в храм к священнику с одной и той же проблемой: «Подскажите, батюшка, как быть – не могу найти мужа. Годы идут, очень хочется, чтоб была семья, дети, уют, очень устала от одиночества – а подходящего человека, чтоб годился в мужья, найти не могу…».
Конечно, проблема серьезная, как не посочувствовать одинокой женщине. Ведь как успешно ни складывалась бы ее карьера, учеба или творчество, а коли нет семьи, нет любви и супружеских отношений - то и счастья в жизни как-то не видно… Я говорю здесь не о всех вообще, а только о тех женщинах, которые хотят устроить свою жизнь не абы как, а именно по-Божьи, потому и идут в храм советоваться со священником, и с которыми мне довелось общаться лично.
И вот что я заметил общее во всех случаях этих бесед: наш разговор так и стремится сразу свернуть на накатанные рельсы, а именно – моя собеседница начинает увлеченно излагать, каким именно она хотела бы видеть своего избранника. И такие качества в нем должны быть, и такие, как в старой песенке: «Чтоб не пил, не курил, чтоб цветы всегда дарил, чтоб зарплату отдавал, тещу мамой называл»… В большинстве своем собеседницы мне попадались достаточно умные, не мечтали прямо-таки по-детски о «принце на белом коне», - но что-то в самом их подходе к проблеме мне все же казалось сомнительным, я чувствовал, что рельсы, по которым катит наша беседа, уводят куда-то не туда.
И наконец понял, что именно меня смущает: потребительский подход. Перечисление качеств желаемого мужа, похожее на перечисление требований к качеству товара, который выбираешь в магазине… Подход этот – совершенно нехристианский. Ведь и Сам Христос, придя в мир, смотрит на человека не как на функцию, а как на личность, как на дитя Божие, таинственное в своей неповторимости… Как на функцию, на человека смотрели обличаемые Христом книжники и фарисеи – кто читал Евангелие, знает, кто это такие. Они судили просто: если исполняет все заповеди ветхозаветные, имеет набор добродетелей – значит, достоин милости Божьей. А если весь в грехах - значит, недостоин и по земле ходить… Христианство же утверждает: милость и любовь Божия распространяется на всех, и в очах Божьих каждый человек ценен и неповторим, даже самый последний грешник. И Бог Сам стал человеком, чтобы пойти на крест ради даже самого последнего грешника и его спасения. Говоря современным языком, у Бога к человеку – подход не потребительский, а личностный, Он смотрит на нас глазами любви.
«Так как же быть, батюшка?» - на этот вопрос одинокой женщины я бы ответил так: «Одиночеству противостоит – любовь. Вам бы надо просить у Бога не столько мужа с такими и сякими положительными качествами, а – таинственного и животворящего чуда любви, чтобы оно пришло вот в эту вашу конкретную жизнь, чтоб оно стряслось с вами… И что не менее важно – просить: «Господи, дай Ты мне, когда это чудо придет, узнать его, принять, не отвергнуть его, не проморгать. Ведь, может быть, Ты не раз посылал мне человека, которого я могла бы полюбить – а я не замечала, потому что не подходил он под мои критерии и требования!... Иными словами, помоги мне, прежде чем просить о любви, научиться любить самой».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.