Как священник, беседуя и консультируя семейные пары на грани разрыва, я часто читаю и знакомлюсь с различными психологическими исследованиями. Так вот, во многих статьях, в том числе и православных психологов и специалистов по семейным отношениям говорится о том, что брак зиждется на двух основных столпах: любовь, или хотя бы интерес друг к другу, и уважение к личным воззрениям супруга — то есть соблюдение личных границ. Без этого гармоничных отношений не построить. Вроде все ясно и с точки зрения веры все приемлемо. Об этом, кстати, писали многие святые. Апостол Павел, например.
Но вот дальше я, честно говоря был ошарашен. Многие психологи продолжают свои мысли в следующем ключе: если в конфликте внутри семьи хоть один супруг стоит на своем, не хочет ничего слышать — надо уходить, разводиться или переставать общаться с этим человеком до поры, пока он не поменяет свою позицию. Вот тут то и начался протест внутри меня. Как же это так? Получается, что мы Бога не допускаем в управление своей семьей, а у психологов нет альтернатив: если есть проблемы — необходимо разводиться! Что это за священный союз, когда мы не можем потерпеть друг друга?
Знаю такой случай: муж захотел бросить жену и детей и уйти к другой. Некоторое время он скрывал отношения на стороне, потом тайное стало явным. И вот если бы жена послушала психологов, она должна была отпустить его на все четыре стороны, потому что его сердце было уже давно с другой. Ему собственная жена была неинтересна. Что сделала жена? Она стала молиться об укреплении семьи, начала вымаливать мужа, одновременно стараясь заинтересовать его собой во второй раз. Сначала он не реагировал. Но спустя некоторое время и он начал замечать изменения: и стиль одежды у супруги поменялся, и в поведении стали чаще появляться женственные ноты. Она стала проявлять себя перед мужем больше как личность, как женщина, а не только как хозяйка и мать детей. Как итог — живут вместе и, как мне со стороны кажется, счастливо.
Отношения требуют ежедневной работы над собой. В браке нельзя останавливаться на достигнутом, нельзя расслабляться и жить как тебе удобно. Это только в сказках все испытания и невзгоды заканчиваются свадьбой и жизнью «долго и счастливо», а в реальной жизни свадьба — это только начало всего. И чтобы не развалился брачный союз, призванный быть вечным, нужно стараться заинтересовывать свою половинку собой постоянно. Чтобы сохранить хрупкие отношения должно быть постоянное движение вперед. Без этого с нами будут жить без интереса, в силу привычки.
Будьте внимательны друг к другу. Относитесь к супружескому союзу как к творчеству, а к спутнику жизни — как к подарку от Бога. Тогда и жизнь будет яркой, гармоничной и радостной.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры:
29 марта. О правильном понимании слов из Книги Бытия
В 6-й главе Книги Бытия есть слова: «Раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
О правильном понимании этих слов, — протоиерей Владимир Быстрый.