В детстве Ивану Шмелёву подарили книжку с рассказом Толстого «Чем люди живы?» Любознательный мальчик добросовестно ее прочел, после чего заключил, что ему все-таки больше нравится «про индейцев». Любовь к обитателям прерий он сохранил до гимназических лет, именно она привела его к неожиданному знакомству с Чеховым: есть версия, что рассказ «Мальчики» Антон Павлович написал именно под впечатлением бесед с Ванечкой и его друзьями. Наталья Солнцева, автор замечательной книги «Иван Шмелев. Жизнь и творчество» о ярчайшем представителе писателей «русского зарубежья», интересно рассказывает об этом факте и о том, что Толстой еще вернется в жизнь Ивана Шмелева. Пройдет совсем немного времени, и юноша попадет-таки под влияние «яснополянского мудреца» В отличие от бородатого кумира своей юности, Иван Шмелев приобрел славу именно как православный писатель. Однако путь к воплощению христианских идей в его творчестве был долгим и трудным. На этом хитросплетении жизненных обстоятельств и литературных прорывов писателя основывает свою работу Наталья Солнцева. Читать ее любопытно хотя бы потому, что параллельно с биографией Шмелева нам открывается целый исторический срез эпохи. Сначала это Москва – старая, купеческая. Рынки с изобилием товаров, привезенных со всех концов необъятной России. Разношерстный люд: рабочие, трактирщики, купцы, лавочники, нищие богомольцы. Церкви, монастыри, Троице-Сергиева Лавра. И над всем этим – фигура отца Шмелева, который был для маленького Ивана центром его деткой вселенной. Проходит время, и мы видим уже взрослого героя, подхваченного безжалостным кровавым вихрем, имя которому – революция. Гражданская война уносит в небытие весь прежний мир, а вместе с ним - и воевавшего на стороне белогвардейцев сына Шмелева. Эпизоды того страшного периода отражены в его эпопее под названием «Солнце мертвых». Наталья Солнцева отмечает, что именно это произведение стало первым шагом писателя к христианскому художественному мировосприятию. Свое самое знаменитое произведение, «Лето Господне», Иван Шмелев написал уже вдали от родины – в Париже, куда писатель был вынужден эмигрировать. В книге «Иван Шмелев. Жизнь и творчество» Наталья Солнцева подробно останавливается как раз на парижском периоде его жизни, рассказывает о политических взглядах Шмелева, рисует его более чем скромный быт. Автор подчеркивает любовь к родной земле, которую писатель старательно и бережно хранил и пытался культивировать на чужбине даже в мелочах. На маленьком участке при летнем домике, который предоставляло в его распоряжение семейство Деникиных, Шмелев выращивал картошку и огурцы, и часами мог просиживать в березовой роще неподалеку. Россию, ушедшую, канувшую в небытие, он накрепко сохранил у себя в сердце и называл ее не иначе как «солнцем живых». …В одной из бесед с Чеховым юный Шмелев, желая блеснуть эрудицией, хвалился, что перечитал всего Мельникова-Печерского. Хитрый Антон Павлович решил «подловить» молодого хвастунишку, и спросил, читал ли он роман «На небесах», которого у Мельникова, разумеется, нет. Шмелев хотел было заявить, что читал в том числе и это, но, к счастью, вовремя сдержался. Он еще не знал тогда, что именно на небесах будет черпать вдохновение для своего творчества.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди