Что в России является обязательным атрибутом пасхального стола? Конечно, кулич. Этот сдобный, сладкий хлеб еще много веков назад стал символом главного православного праздника. С тех пор кулич с удовольствием пекут и едят на Пасху практически все жители России.
У финнов тоже есть свой вариант пасхального хлеба. Называется он "мямми". Значение этого слова, по-моему, не помнят уже и сами финны. Тем не менее, мямми стоит на Пасху на столе у каждой финской семьи — не важно, христианской или нет.
Объяснить, каков мямми на вкус так же сложно, как и перевести его название. Если у вас хватит фантазии и вы сможете представить себе сухой квас - значит вы представили себе мямми. Дело в том, что по своему составу квас и мямми практически идентичны — это смешанные друг с другом ржаная мука, солод, сахар и соль.
Насколько известно, первыми мямми стали делать … в Персии. Благодаря торговым контактам между странами севера и юга в 17 веке рецепт ржаного лакомства проник в юго-восточную Карелию. Жители этого края настолько его полюбили, что сделали своим национальным блюдом. Так и возник мямми - не совсем хлеб, и не совсем жидкость.
Раньше мямми выпекали в тонких берестяных формах. Теперь же его готовят в специальных картонных коробках.
Традиционно мямми принято есть со сливками. Хотя современные финны активно посыпают мямми и ванилью, и шоколадной стружкой. Или поливают его вареньем. Иностранцам, которые могут испугаться необычного вкуса мямми, финны советуют начинать его пробовать смешанным с мороженным.
Когда-то жители юго-восточной Карелии считали мямми исключительно пасхальным угощением, а значит пекли его не чаще одного-двух раз в год. Сегодня мямми стал в Финляндии настолько популярным, что его едят там круглый год. Мямми можно найти теперь в каждом финском супермаркете. Благодаря своей популярности финский кулич стал своего рода символом страны.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о мямми — главном пасхальном финском угощении, которое финны настолько полюбили, что готовы есть почти ежедневно.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.