«Музыка церковная и светская». Светлый вечер с Львом Дунаевым и Марианной Новакович (12.07.2018) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Музыка церковная и светская». Светлый вечер с Львом Дунаевым и Марианной Новакович (12.07.2018)

* Поделиться

Лев Дунаев Марианна НоваковичУ нас в гостях были дирижёр, регент хора Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Лев Дунаев и регент хора Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, организатор ежегодного концерта «Мелодии у стен древней обители» Марианна Новакович.

Разговор шел о сочетании светского и церковного музыкального искусства, а также о том, как возникла идея проводить концерты духовной музыки у стен Ново-Иерусалимского монастыря, для чего они проводятся и не мешают ли монастырской жизни.


А. Пичугин

— Здравствуйте, дорогие слушатели, меня зовут Алексей Пичугин, начинаем нашу программу. 12 июля — закончился долгий Петровский пост, с Днём Петра и Павла, святых первоверховных апостолов, мы вас поздравляем. Завтра мы ждём, зовём, приглашаем на замечательный концерт, который случится недалеко от Москвы. Итак, обо всём подробно. 13 июля неподалёку от Новоиерусалимского монастыря, я очень надеюсь, что завтра будет тепло, пройдёт тёплый вечер — пройдёт большой праздничный концерт: в Гефсиманском саду Ново-Иерусалимского монастыря встретятся музыканты из Москвы и Петербурга. Встретятся они на таком мероприятии, которое называется «Мелодии у стен древней обители». Концерт проходит по благословению наместника обители архимандрита Феофилакта и при поддержке благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря. И это благотворительный концерт, сегодня у нас в гостях его вдохновители: художественный руководитель и главный дирижёр Камерного оркестра Новгородской областной филармонии, а также регент Исаакиевского собора, руководитель симфонического и камерного оркестра Санкт-Петербургского музыкального колледжа имени Мусорского, Лев Дунаев. Здравствуйте!

Л. Дунаев

— Здравствуйте.

А. Пичугин

— Марианна Новакович — регент Ново-Иерусалимского монастыря, где всё это и будет происходить. Добрый вечер!

М. Новакович

— Добрый вечер.

А. Пичугин

— Я так как-то путано, вкратце сообщил, что будет концерт завтра. Наверное, с моих слов сложно понять, что это какое-то важное событие, что концерт будет просто прекрасным и на него стоит ехать. Поэтому честь представить это событие я передаю вам. Марианна, вы регент самого Ново-Иерусалимского монастыря, мужского монастыря. А кстати, как так получилось, что регентом мужского монастыря такая красивая женщина является?

М. Новакович

— Спасибо большое! Я регент смешанного хора, который есть в Ново-Иерусалимском монастыре. Конечно, главный хор там — мужской, им руководит мой супруг Андрей Сергеевич Брильков. А я уже непосредственно являюсь руководителем смешанного хора. Мы как бы больше забираем будничные службы себе. Ну а все праздничные, воскресные службы уже поёт главный, мужской хор. В мужском монастыре главный хор — мужской.

А. Пичугин

— А расскажите нам про концерт. Он уже не в первый раз, я так понимаю, далеко не в первый.

М. Новакович

— Да, в этом году он у нас пройдёт во второй раз.

А. Пичугин

— А, всего лишь второй.

М. Новакович

— Да, всего лишь второй, но это для нас очень радостно. Я являюсь организатором культурных мероприятий в Ново-Иерусалимском монастыре, помимо регентского дела.

А. Пичугин

— Про мероприятия тоже поговорим.

М. Новакович

— И в этом году мы проводим второй концерт «Мелодии у стен древней обители». У нас уже есть официальное название этого концерта, который, как вы уже сказали, пройдёт 13 июля в 19:00 в прекрасном месте: в Гефсиманском парке ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря.

А. Пичугин

— Под открытым небом?

М. Новакович

— Под открытым небом — опен-эйр, такой формат теперь модный, новый, интересный.

А. Пичугин

— Лето — время опен-эйров, причём абсолютно разных, это не только рок-музыка и сопутствующая, это ещё и классика. Какие произведения прозвучат?

М. Новакович

— Я хочу здесь, наверное, передать слово главному дирижёру концерта, он точнее скажет.

А. Пичугин

— Так, Лев Дунаев — художественный руководитель, главный дирижёр Камерного оркестра Новгородской областной филармонии.

Л. Дунаев

— В данной ситуации, скорее, не про Новгород будет разговор, а про тот оркестр, который будет играть. А играть будет концертный оркестр Московской консерватории. Это московский коллектив, который даже открывает сезоны в зале консерватории, это профессиональный коллектив, и я с ними буду впервые выступать. Они согласились принять участие, и я очень за это им благодарен. Прозвучат самые разные произведения. Немножко забегая вперёд: прошлый фестиваль был нацелен на классическую музыку прежде всего. Для того, чтобы было какое-то разнообразие, в этом году было принято решение сделать программу более такой, что ли, доступной...

М. Новакович

— Мы не хотим повторяться в форматах, просто каждый год хотим что-то новое для слушателей предоставлять.

Л. Дунаев

— Чтобы программа легко усваивалась слушателями. Поэтому мы начнём с такой популярной классики: мы сыграем Штрауса — увертюру к «Летучей мыши». Да, кстати, хотел сказать, что у нас в концерте примут участие замечательные солисты. Я немножко потом про них расскажу ещё. Но программа будет построена, конечно, прежде всего на аккомпанементах оркестра, мы будем аккомпанировать прекрасным солистам. Но у нас ещё есть специальный гость — это тоже питерский ансамбль, называется он «Бисквит». И у них есть совершенно потрясающее свойство играть в общем-то классическую музыку, давно всеми любимую, в новом формате. И они ещё обладатели звания, что удивительно, Правительства Российской Федерации «Посол русской культуры в мире». Это, в общем, такое очень серьёзное звание. Они действительно очень много путешествуют по миру, в процессе подготовки к этому концерту они побывали и в Монако, и в Бельгии, где только они ни были. Я когда созванивался с их руководителем, с Андреем Антиповым, он у них тоже является членом коллектива — он художественный руководитель и играет на контрабас-балалайке.

А. Пичугин

— Вот, я хотел сказать, что никогда не слышал «Бисквит», даже про них-то я, в общем, не сылшал.

М. Новакович

— Это ансамбль русских народных инструментов, да?

Л. Дунаев

— Не совсем

А. Пичугин

— Я смотрю сейчас... видео я не могу посмотреть, а тут саксофон я вижу, аккордеон, бас-балалайка — вот это знаменитый инструмент, который используют многие рок-группы, кстати.

Л. Дунаев

— Контрабас-балалайка.

А. Пичугин

— Да, даже не знаю, как правильно это называется, но я знаю, что некоторые рок-группы, в арсенале которых этот инструмент есть, они не возят его из Америки в Россию, потому что этот инструмент запрещён к перевозу в самолётах. Так что я не знаю, как группа «Бисквит» с этим живёт.

М. Новакович

— Они едут к нам на «Сапсане».

А. Пичугин

— Видимо, на «Сапсане» можно.

М. Новакович

— Да, я знаю, что у них отдельное место выкупается для инструмента.

А. Пичугин

— Ну вот, а бас-балалайку, видимо, в бизнес-класс в самолёте даже не посадишь, не говоря об экономе. Итак, «Бисквит» будет полноценным участником фестиваля в этом году.

Л. Дунаев

— Изюминка такая.

М. Новакович

— Понимаете, они дают возможность взглянуть на классику по-новому. Вот в исполнении этих инструментов — мы будем слушать увертюру к опере «Кармен», вот на балалайке, на домре это, наверное, будет звучать очень необычно, интересно.

Л. Дунаев

— Они пишут, что играют в стиле фьюжн — это очень интересно...

А. Пичугин

— Я очень часто слышу, что какая-то музыка в стиле фьюжн, но все, кого я пытался попросить мне объяснить, что такое стиль фьюжн, у всех было разное объяснение, потому что все фьюжн называют разное. Но из названия самого стиля, в общем, понятно, что фьюжн можно применить не только к классике, а к любой музыке.

Л. Дунаев

— Да. Кроме всего прочего, помимо «Бисквита», который действительно выдающийся коллектив, они сами делают свои собственные обработки, то есть всё, что они будут играть, это в их обработке. И даже мне они мне кое-какие ноты дали, чтобы мы объединились потом. Немножко забегая вперёд: сначала сыграет оркестр, потом сыграет «Бисквит», а потом мы будем играть вместе. И они мне даже кое-какие ноты дали, чтобы мы совместно исполняли, то есть вся вторая половина программы будет играться вместе, ну что-то они сыграют, что-то опять мы сыграем, но в основном — вместе. И мне кажется, что это очень хороший эксперимент, мы очень долго его готовили, огромная работа по нотному материалу была проведена, потому что адаптировать классические пьесы под совместную игру симфонического оркестра и ансамбля... причём не просто ансамбль какой-то, а он такой немножко не классический получается, если мы смотрим: здесь контрабас-балалайка, балалайка-прима, домра-альт, аккордеон, саксофон и ударные — ударная установка. Это состав такой — не народный, ближе к эстраде, но для эстрады тогда нужна гитара, то есть они нашли свой стиль, совершенно неповторимый.

А. Пичугин

— Расхожее какое-то мнение, что везде нужна гитара. Если уж люди вышли на сцену, они исполняют, если это не камерный оркестр, ансамбль, если они просто вышли на сцену, то должна быть гитара — без гитары никуда. А нам самом-то деле гитара — это просто инструмент.

М. Новакович

— Гитару, например, с оркестром невозможно сравнивать, если есть оркестр, то нет необходимости в гитаре.

Л. Дунаев

— Понятно, просто гитара заполняет фактуру, вот эти гармонии, она даёт гармоническое вот это внутреннее наполнение.

А. Пичугин

— Эти ребята без гитары играют.

Л. Дунаев

— Вместо гитары у них аккордеон.

А. Пичугин

— Очень хорошо. Вот уж фактура.

Л. Дунаев

— Да, фактура любая.

М. Новакович

— Фактура органа, можно сказать, мини-орган.

Л. Дунаев

— Да, согласен. И плюс ударная установка — там у них парень играет не только на установке, но играет на разной перкуссии, там и колокольчики они везут, и много чего есть — они всё это везут.

А. Пичугин

— К концерту мы вернёмся ещё. А мне очень интересно: я не был в Новом Иерусалиме с тех пор, как это был музей в большей степени — там только в нескольких храмах шли службы, но монастырём это ещё сложно было назвать. И вся реставрация и новая жизнь монастыря прошла мимо меня, я пока ещё не побывал, очень хочу, но то времени нет, то ещё какие-то обстоятельства.

М. Новакович

— Обязательно приезжайте!

А. Пичугин

— Я обязательно доеду до Нового Иерусалима в ближайшее время, я очень надеюсь, но расскажите: мы вас представляем не просто как регента монастыря, но ещё и как организатора культурных мероприятий монастыря. И вот здесь у кого-то может возникнуть вопрос: монастырь — это место, куда уходят от мира, закрываются двери, монахи. И тут культурное мероприятия в монастыре, какая-то жизнь, опен-эйр под стенами.

М. Новакович

— Да, я понимаю, о чём вы говорите. Кто-то действительно так скажет, но мы знаем, что исторически так сложилось, что наш монастырь был культурно-просветительским центром, и это ещё было заложено его основателем патриархом Никоном. Поэтому я думаю, что вот этот свет просвещения мы должны нести — это как бы миссия современного монастыря.

А. Пичугин

— Сейчас давайте послушаем композицию. Это музыкальный коллектив «Бисквит», раз уж мы о нём так долго говорили, я думаю, надо познакомить наших слушателей с этой музыкой, тем более, что обработка классики совершенно необычная, незнакомая. Я честно признаюсь, что сам никогда не слышал, это для меня сейчас будет в новинку. Напомним, что это музыкальный коллектив из Петербурга, его основали ещё в начале 2000-х студенты музыкального колледжа имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге и вот так вот играют — больше двухсот композиций в их репертуаре, это классическая музыка, в основном в их собственной обработке. Давайте послушаем одну из них.

(Звучит композиция в исполнении музыкального коллектива «Бисквит».)

А. Пичугин

— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, сегодня у нас в гостях: Марианна Новакович — регент Ново-Иерусалимского монастыря и организатор культурных мероприятий Ново-Иерусалимского монастыря; художественный руководитель и главный дирижёр Камерного оркестра Новгородской филармонии Лев Дунаев, Лев также регент Исаакиевского собора. Мы говорим о фестивале «Мелодии у стен древней обители», который, напомню, состоится завтра. Мы не сказали, во сколько начало.

М. Новакович

— В 19:00.

А. Пичугин

— В семь вечера в Гефсиманском саду Ново-Иерусалимского монастыря. А как его найти?

М. Новакович

— А это буквально прилегающая территория к монастырю, это просто по красивейшему променаду обойти монастырь, спуститься вниз по лестнице.

А. Пичугин

— Я думаю, указатели будут.

М. Новакович

— Естественно.

А. Пичугин

— А почему благотворительный концерт?

М. Новакович

— Потому что вход на него абсолютно свободный, бесплатный.

А. Пичугин

— А, в этом отношении. Я думал, что, может быть, деньги, собранные за билеты, пойдут...

М. Новакович

— Нет, он не называется благотворительным — просто свободный вход, что в наше время, вы знаете, это большая роскошь.

А. Пичугин

— Очень хорошо, должно быть больше таких мероприятий.

М. Новакович

— И должно быть больше таких мероприятий, тем более с такими серьёзными музыкантами, которые приезжают и из Москвы, и из Санкт-Петербурга. Это уникальная возможность для людей послушать музыку бесплатно, прекрасную музыку.

А. Пичугин

— Я бы хотел вернуться к культурным мероприятиям монастыря. Что ещё, помимо концерта «Мелодии у стен древней обители», вы проводите, организовываете? Потому что я ещё раз повторю, что для некоторых людей довольно странно слышать, что у монастыря могут быть какие-то культурные мероприятия, монастырь — это что-то другое, это там, далеко, куда люди уходят. Это новый формат, незнакомый. Я понимаю, что в Европе, в Америке как раз в монастырях часто происходят концерты, в том числе рок-концерты. Для нас это пока в новинку, поэтому давайте просветим слушателей.

М. Новакович

— Слава Богу, у нас не рок-концерт, а концерт классической музыки.

А. Пичугин

— Ну почему слава Богу? Мне кажется, что рок-концертов много хороших.

М. Новакович

— Но я думаю, что они не совсем коррелируют со стенами древней обители. Но дело вкуса — соглашусь.

А. Пичугин

— Как сказать, для кого-то, наоборот, это будет очень хорошим поводом. Вот кто-то не придёт на концерт классической музыки, не приедет в Новый Иерусалим. А выступала бы там группа «Аукцыон», и приехали бы.

Л. Дунаев

— Или кто-нибудь ещё.

М. Новакович

— Да, видимо, дело вкуса. Нам, классическим музыкантам, Лев, наверное, сложно рассуждать о формате рок-концертов.

А. Пичугин

— А как же инструментальная обработка «Металлики»?

Л. Дунаев

— Нет, этого не будет. Мы, на самом деле, сломали голову, что здесь играть, потому что выбор программы должен производиться взвешено. Если мы просто играем всё подряд, это может вызвать возмущения определённые. Всё равно будут, конечно, люди, которые будут говорить, что зачем вы это играли, зачем Штраус. Но мы же ведь построили программу не только на классической музыке — она у нас была на прошлом фестивале. Сейчас мы пошли ближе к народу, мы сейчас будем исполнять популярную классику в том плане, что это уже такая, скажем, советская, что ли, песня — советского периода. Это будет Дунаевский, это будут несколько военных песен, это будут те произведения, которые к концу концерта будут петь все. Их знают все, и даже мой 12-летний сын их тоже мне подпевает периодически. «Катюша», «Смуглянка» мы споём — это такие вещи, которые невозможно не знать, это наша гордость. И вообще, все песни, которые будут звучать, мы их очень тщательно выбирали, между собой их соединяли, чтобы они чередовались в правильном таком, скажем, легко усваиваемом, назовём это, последовании. Да, кстати, неплохо было бы рассказать про солистов, которые будут эти песни петь.

А. Пичугин

— Да, мы обязательно к этом увернёмся. Просто у нас вот так вопрос подвис, который я Марианне задал, — про культурные мероприятия монастыря. Что же за культурные мероприятия-то?

М. Новакович

— Действительно, это не только концерт, мы проводим ещё и фестивали — хоровые пасхальные фестивали. Мы проводим ко Дню семьи, концерт ко Дню славянской письменности. Также проводится выставка детского рисунка «Я созерцаю Божий мир». В общем, очень много есть и планируется интересных мероприятий. Вот в этом году мы планируем провести концерт, посвящённый памяти священномученика Серафима Чичагова, и исполнить его музыку, потому что он был композитор, и он был ещё один год наместником в Ново-Иерусалимском монастыре, то есть вот такие талантливые люди... Опять-таки вернёмся к вопросу: а можно ли концерт у стен обители проводить. Но вот посмотрите, какие были наместники в монастыре. У него шикарная музыка — я его для себя открыла.

Л. Дунаев

— Я ни разу его не слышал, я попрошу вас... хорошо.

М. Новакович

— Лев, это на будущее. И собственно на Пасхальном фестивале в 2016 году мы познакомились со Львом, началась наша дружба, творческая дружба. Для нас это был знаковый фестиваль, потому что мы после длительной реставрации наконец перешли в Воскресенский собор, главный собор Ново-Иерусалимского монастыря, и мы смогли осуществить там фестиваль. Причём это был первый фестиваль в соборе, он был ещё, помните, без подзвучки, вы пели живым звуком, это было прекрасно.

А. Пичугин

— Это прямо в Воскресенском соборе?

Л. Дунаев

— Да, прямо на солее.

М. Новакович

— Но там уже как бы жёсткие требования к фестивалю: мы исполняем только духовную музыку, естественно, без инструментов.

А. Пичугин

— Мне говорили, что после реставрации там проблемы с акустикой были. Свод, который был построен в семнадцатом веке, его фактически же заново сделали. Вернее, его заново сделали ещё советские реставраторы, а потом его, насколько я понимаю, заново переделали и в ходе нынешней реконструкции. И мне кто-то говорил, что последняя реконструкция была, с точки зрения акустики в соборе, неудачной.

М. Новакович

— Я бы так не сказала, потому что, вот представьте, что до этого собор был без иконостаса — это было пустое пространство. Естественно, за счёт этого создавалось, наверное, некое такое ощущение полётности звука. Когда сейчас поставили иконостас высокий, конечно, где-то забрался звук, но мы же сейчас пользуемся подзвучкой технической, поэтому трудностей и проблем нет. Наоборот, такой собор, конечно, очень тяжело озвучить без звуковых установок, микрофонов, живым звуком петь. Это нужен тогда очень большой хор, с очень плотными, сочными голосами, и всегда, видимо, петь на таком хорошем, фортовом нюансе. И про фестиваль 2016 года: у нас тогда было неформальное название этого фестиваля «Две столицы», потому что у нас выступал московский Синодальный хор под управлением Алексея Пузакова и хор Исаакиевского собора из Санкт-Петербурга под управлением Льва Дунаева. И вот это был прекрасный хоровой поединок, можно сказать...

Л. Дунаев

— Отчасти — да, отчасти.

А. Пичугин

— Исаакиевский собор особое место занимает среди наших церквей, в общем его сложно назвать классическим русским православным храмом, но в связи с этим мне всегда было интересно: не помню, кто эту идею выдвинул, по-моему... не помню... то, что церковная музыка, которая исполняется в том или ином храме должна соответствовать стилю его постройки, архитектуре храма. То есть если это барокко, то и песнопения должны звучать партесные...

Л. Дунаев

— Это, конечно, уже такой классицизм.

М. Новакович

— Я думаю, что чётких канонов нет.

А. Пичугин

— Канонов нет, это просто идея художественной такой презентации. Если это какой-то древнерусский белокаменный храм...

М. Новакович

— То здесь знаменный распев.

А. Пичугин

— Даже ещё и дознаменный, скорее всего. Знаменный распев — это что-то такое, шестнадцатый век. В общем, чтобы всё сочеталось. Мне кажется, что это сделать очень сложно, но вам приходится работать в Исаакиевском соборе. И влияет ли его архитектура на тот репертуар, который вы исполняете?

Л. Дунаев

— Конечно. Когда 15 лет назад начались регулярные богослужения, они были только по субботам, воскресеньям и праздникам. Как раз вот я тогда заступил на пост главного регента и с тех пор руковожу... Стояла задача, которую поставил ещё митрополит Владимир, который сейчас на покое у нас в Петербурге, он поставил задачу: чтобы хор пел здорово. Ну не то что он это мне сказал, это ощущалось, это поддерживалось и лично им, и, в общем-то, всем священством, которое либо через Исаакий проходило, либо у нас проводились вот эти крупные службы, когда вся епархия собиралась на поздравления. Соответственно, репертуар. Я помню очень хорошо: первые несколько служб я к нему приходил просто на приём со списком того, что мы будем петь.

А. Пичугин

— А он разбирается в церковной музыке?

Л. Дунаев

— Он не просто разбирается... Когда были потом приёмы после служб, обычно официальная часть заканчивалась, все «шишки» разъезжались, как говорится, и дальше он сам брал маленькую рюмочку, из неё никогда ничего не пил, но со всеми подходил чокнуться и что-нибудь кому-нибудь скажет. Это была такая традиция — шёл в зал. И подходя ко мне, он каждый раз говорил: «А вот это что такое? Молодец. А вот не знаешь, а вот надо узнать», — и со мной очень много разговаривал. Но не только со мной, я был не один, конечно, на этих приёмах. И очень он такой увлекающийся и поддерживающий классическую музыку, он много как раз об этом говорил, что после Великой Отечественной войны был прямо голод такой сильный...

А. Пичугин

— Напомню, что митрополит Владимир, ещё будучи священником, ещё до архиерейства, служил... служит с первых послевоенных лет.

Л. Дунаев

— Он же в Ташкенте, если не ошибаюсь...

А. Пичугин

— В Казахстане.

Л. Дунаев

— Да, наверное, в Казахстане... Вот он говорит, что был голод после войны, когда, например, по радио объявляли, что будет такой-то концерт, вся страна прилипала к радиоприёмникам и слушала. И он говорит, что они это впитывали. Не было вот этого ничего — интернета не было, клубов этих не было, и в кино было практически не попасть, сложно было попасть в кино. И он говорит, что в тот момент они себя очень сильно духовно обогатили и воспитали, он об этом говорил неоднократно.

А. Пичугин

— У нас сейчас небольшой перерыв, будем музыку слушать. Прозвучит ария Любаши из произведения Римского-Корсакова «Царская невеста». Буквально несколько слов о том, кто исполняет.

Л. Дунаев

— Это запись с предыдущего фестиваля...

М. Новакович

— Концерта.

Л. Дунаева

— С предыдущего концерта, да. Солистка — замечательная, совершенно потрясающая, одна из лучших на сегодняшний момент, одна из ярчайших примадонн мировых, но она русская, она из Петербурга, Олеся Петрова — меццо-сопрано. Она лауреат конкурса Чайковского в Москве, она участница конкурса в Кардиффе, когда её от России выдвинули. Напомню, что в этом конкурсе участвовал Дмитрий Хворостовский, и я даже сейчас не вспомню, кто ещё, но много наших величайших... Исполняет оркестр Северо-Запада России, которым я дирижировал. И музыка из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста».

А. Пичугин

— Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня художественный руководитель и главный дирижёр Камерного оркестра Новгородской областной филармонии и регент Исаакиевского собора в Петербурге Лев Дунаев; а также регент Ново-Иерусалимского монастыря в Подмосковье, организатор культурных мероприятий этого монастыря Марианна Новакович. Я — Алексей Пичугин. Через минуту после того, как закончится композиция, мы в эту студию вернёмся.

(Звучит ария Любаши из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста».)

А. Пичугин

— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что здесь сегодня у нас в гостях Лев Дунаев — художественный руководитель и главный дирижёр Камерного оркестра Новгородской областной филармонии, регент Исаакиевского собора, ещё много разных регалий у нашего сегодняшнего гостя, Лев Дунаев; регент Ново-Иерусалимского Воскресенского ставропигиального монастыря, организатор культурных мероприятий этого монастыря Марианна Новакович. Мы говорим про фестиваль «Мелодии у стен древней обители». Фестиваль пройдёт уже завтра, 13 июля, в семь вечера в Гефсиманском саду. У Ново-Иерусалимского монастыря такая особенность: очень многие места, с ним связанные, повторяют Иерусалимские места, которые так или иначе были связаны, как мы знаем из Евангелия, с жизнью Христа. В частности, рядом с Ново-Иерусалимским монастырём есть Гефсиманский сад. Напомню, что рядом с Иерусалимом — тот самый настоящий Гефсиманский сад, где Христос молился перед тем, как его взяли под стражу. И вот в подмосковном Гефсиманском саду, неподалёку от Истры, рядом с Ново-Иерусалимским монастырём пройдёт концерт «Мелодии у стен древней обители». С организаторами этого концерта мы сегодня и говорим. Хотели поговорить про исполнителей, которые будут. Расскажите, Лев.

Л. Дунаев

— Часть исполнителей мы уже представили. Я бы хотел рассказать про солистов-вокалистов, которых мы пригласили. Это очень яркие и известные музыканты, москвичи: Александра Ковалевич — меццо-сопрано, она солистка «Геликон-оперы» и также приглашённая солистка Большого театра, очень красивая и талантливая девушка. Она исполнит, кстати, из «Кармен» хабанеру и дальше будет петь разные песни. Второй участник: Михаил Никаноров — это баритон, он родился в Петербурге, я его хорошо знаю. Но так вот жизнь его сложилась, что он переехал в Москву и тоже основное место работы его сейчас это «Геликон-опера», также он приглашённый певец в разных театрах, в частности в Петербурге я его неоднократно видел на грандиозном, по питерским меркам, фестивале «Опера всем», то есть опера для всех. Это тоже опен-эйр, такие концерты, которые в разных исторических местах проходят. И вот Михаил там очень часто участвовал. И ещё один участник: Александр Бородейко — это московский тенор. С ним больше знакома Марианна, она может про него больше рассказать.

М. Новакович

— Он является певчим нашего мужского хора.

Л. Дунаев

— Ну не только.

М. Новакович

— Он был солистом в театре Покровского, сейчас он занимается самостоятельной гастрольной деятельностью, серьёзные записи у него есть, гастроли были. И мы хотели, чтобы кто-то из наших певчих поучаствовал в этом мероприятии, для нас это важно.

А. Пичугин

— Я заметил, что фестивалей становится больше и в Москве, и в Петербурге — эта тенденция к тому, чтобы классическая музыка звучала под открытым небом, она есть. Приезжаешь куда-то, например, не в самую далёкую Европу — в Прибалтику: в Эстонию, в Латвию, в Литву — там этого уже очень много, это то, что в 90-е годы перекочевало туда из Центральной и Западной Европы. Хотелось всегда, чтобы это было у нас, и фестивалей становится всё больше, но жалко, конечно, что это всё ограничивается в основном большими городами, в частности Москвой, Петербургом, Казанью. А приезжаешь в маленький город, и, наверное, ещё многие из его жителей помнят, что в советские годы кто-то к ним приезжал, исполнял классическую музыку, но так прерывается традиция, так, к сожалению, устроена жизнь, наверное, что жители этих маленьких городков вообще не имеют никакой возможности послушать произведения, кроме как по телевизору, послушать у себя, с хорошим звуком, пускай во Дворце Культуры, пускай где-то с ним рядом, действительно классическую очень хорошую музыку. И мне кажется, что скоро традиция прервётся совсем, если что-то не сделать.

Л. Дунаев

— На самом деле не всегда так, как вы говорите. Например, предыдущий участник фестиваля Денис Седов, который участвовал в предыдущем концерте, это мой друг, бас, он говорит, что они сольно пели, называется проект «Басы», по-моему, они объездили всю Россию, там 3-4 солиста, и их принимали потрясающе. То есть всё-таки какое-то движение туда есть. Потом, у меня есть знакомые — очень хороший есть хор Валаамского монастыря, концертный хор. Они вообще всю Россию объездили, просто от и до: от Сахалина до Калининграда всё облазили. Это несколько лет они ездят и несут эту культуру, причём не только церковную культуру, а там есть ещё и какие-то народные, патриотические песни. Например, у них была программа, посвящённая Первой мировой войне, но не только, конечно. Это всё на уровне, конечно, руководителей и министерства должно поддерживаться — к ним в основном этот вопрос, мы-то готовы.

А. Пичугин

— Я понимаю. Вот многие приходят... Я этот вопрос часто задаю людям, которые связаны с литературой, с музыкой, с кинематографом, с театром. Все говорят, что что-то происходит, делается. Делается в городах, где больше 50 тысяч человек живёт. В городах, где население меньше, даже книжных магазинов нет. Это, как выяснилось, даже правило какое-то есть теперь, что книжный магазин можно открыть... ну открыть его можно где угодно, но прибыль это будет приносить хозяевам только в том случае, если больше 50 тысяч человек в городе живёт.

М. Новакович

— Вот, смотрите, Истра, с населением 30 тысяч.

А. Пичугин

— Даже не берите во внимание Подмосковье — ни ближнее, ни дальнее, это, как и Москва, отдельная планета. А у меня перед глазами стоит городок небольшой какой-нибудь в Центральной полосе России, где 3-4 тысячи человек живёт, он уже по закону не считается городом — городское поселение, где люди, которые, может быть, ждут... да не «может быть», действительно ждут, когда к ним кто-нибудь приедет. Но это настолько не выгодно и не рентабельно, что к ним не скоро кто-нибудь доберётся...

М. Новакович

— Максимум, наверное, Областная филармония какая-нибудь...

Л. Дунаев

— Областная филармония всё равно же есть только в крупных городах, федерального уже значения.

М. Новакович

— Но она выезжает в районные какие-нибудь центры.

А. Пичугин

— А вы куда-то в Новгородской области ездите?

Л. Дунаев

— Да, конечно, оркестр постоянно выступает — и в Старой Руссе, и в Боровичах... они ездят везде: и по школам, и в самом Новгороде, и какими-то малыми составами ездят квартетами и квинтетами играть. Просто я не на все концерты езжу, потому что...

А. Пичугин

— Естественно, у вас столько обязанностей!

Л. Дунаев

— Да, они ездят сами, и их принимают потрясающе.

А. Пичугин

— Как вы живёте между Новгородом и Петербургом? Вроде рядом, понятно, что там 200 километров едва-едва, но...

Л. Дунаев

— Благополучно. Нет, живу хорошо. Меня очень любят в Новгороде, не то что любят — уважают, ценят. Этот год был просто какой-то просто даже феерический с точки зрения проектов. Надо сказать, что филармония с пришествием нового губернатора, конечно, вышла на другой совершенно уровень. И идёт явное внимание, и выделяются средства на проведение очень интересных проектов мощных.

А. Пичугин

— А какие, например? До Новгорода добраться — раз плюнуть, особенно из Москвы. Какие интересные у вас грядут события, проекты, куда, может быть, можно нашим слушателям?.. В Петербурге мы не вещаем, по крайней мере, нас нельзя услышать по радио, но можно услышать в интернете. Из Петербурга до Новгорода добраться несложно. Из Москвы до Новгорода, в принципе, тоже не очень сложно, может быть, кто-то из наших слушателей захочет доехать. Я представляю, что Новгород — идеальный город для проведения каких-то открытых концертов.

Л. Дунаев

— На самом деле открытые концерты — это очень тяжёлый случай вообще с Северо-Западом, потому как погода...

М. Новакович

— Мы всегда рискуем, так же, как у нас, собственно говоря.

Л. Дунаев

— Просто дело в том, что...

А. Пичугин

— А в Эстонии как, представляете? Вот Эстония на постсоветском пространстве, насколько я знаю, как раз по опен-эйрам главная страна. Действительно, там опен-эйров проходи в год больше, чем на всём постсоветском пространстве вместе взятом, а уж она северная.

М. Новакович

— Мне кажется, там уже спокойно относятся к погодным явлениям, они берут полное обмундирование: дождевики, зонты, они не боятся дождя, они к этому относятся спокойно, дождь их совсем не разгоняет. Естественно, у музыкантов должна быть сцена с крышей, чтобы музыканты всегда могли продолжить игру. Потому что сейчас был такой случай: в Серпухове было тоже представление оперы у стен монастыря, это Бертман организует, и вот музыканты играли просто на помосте, без крыши.

А. Пичугин

— И дождь пошёл.

М. Новакович

— Да, пошёл сильный дождь. Народ остался сидеть, они были в дождевиках, с зонтами, а музыканты вынуждены были уйти. И вот люди возмущались, что если бы у них был навес, они бы слушали дальше. То есть я к тому, что не всегда дождь пугает.

А. Пичугин

— Это вопрос к организаторам.

Л. Дунаев

— Это довольно дорогое удовольствие — сделать такую сцену.

А. Пичугин

— Ну если уж был помост, то сделать навес... может быть, я плохо представляю всю кухню, но сделать элементарный навес, чтобы музыканты и дорогие очень инструменты не мокли, мне кажется, можно.

Л. Дунаев

— Я открою небольшую тайну: на самом деле музыканты, конечно, на опен-эйры не берут скрипки Страдивари, они берут свои подменные инструменты.

А. Пичугин

— Альтист Данилов сразу вспоминается с его разными альтами, и как это звучало. Хорошо. У меня ещё очень интересный такой вопрос. Церковная жизнь Москвы и Петербурга несколько разная, как я мог заметить, с точки зрения богослужений. Службы в Петербурге... вот приезжаешь, когда привык к московским, попадаешь в петербургский храм и чувствуешь разницу. Вроде всё то же самое, но хор по-другому поёт, служат также, но по-другому. И ты чувствуешь прямо разницу между двумя столицами и церковной, богослужебной жизнью двух столиц. Вы это ощущаете сами, нет?

Л. Дунаев

— Вы знаете, я как-то не чувствую разницы этой, потому что регулярно у нас проводятся службы... мы вот, хор Исаакиевского собора, регулярно служим со Святейшим Патриархом...

А. Пичугин

— И не только в Петербурге.

Л. Дунаев

— В основном в Петербурге, ну да, в Кронштадте вот сейчас будет 29-го числа — нас тоже позвали, потому что Святейший приезжает, меня уже благословили, я занимаюсь этим вопросом. Я не вижу сильной разницы — устав тот же самый, люди все адекватные.

М. Новакович

— Гласовая традиция отличается, если мы говорим про гласы.

Л. Дунаев

— Гласы, понятно, питерские, московские гласы.

А. Пичугин

— Культурная традиция сильно отличается.

Л. Дунаев

— Что такое «культурная традиция»?

А. Пичугин

— Петербуржское богослужение всё-таки сильно воспитано традициями Ленинградской духовной академии — с какими-то западными чертами влияния, есть что-то более светское. Мне сложно это объяснить простыми словами.

Л. Дунаев

— Безусловно, оно есть, особенно в таких крупных, парадных храмах, таких, как Исаакиевский собор.

М. Новакович

— Может быть, в манере самой исполнения?

А. Пичугин

— В манере службы. Да, я об этом как раз: культурные традиции — это манера служения священником, манера пения хора, дьякона.

М. Новакович

— Это же прекрасно, мне кажется, когда есть разные традиции. Восток, Запад...

А. Пичугин

— Безусловно! Мне иногда не хватает вот этой петербуржской традиции в Москве, и наоборот.

М. Новакович

— Мне всегда в Петербурге нравилось вот именно сочность, плотность звука. Если часто у нас как-то всё бывает в таком усреднённом варианте, то Петербург достаточно вокально всё исполняет.

А. Пичугин

— Москва — это традиция длинных богослужений.

М. Новакович

— Без сокращений.

А. Пичугин

— Практически без сокращений, с сокращениями, конечно, но такими плавными, даже видно по тому, как в разных храмах служат, что настоятель этого храма явно выпускник ленинградских духовных школ, там петербуржских, а этот настоятель из московских, потому что они службу по-разному сокращают. Даже в манере, в том, как они передвигаются по алтарю и по солее, уже можно сделать какие-то выводы о том, кто откуда.

М. Новакович

— Вы знаете, я, когда была ученицей регентских курсов в Московской духовной академии, у нас всегда ходила такая неформальная шутка, что Москва молится, Санкт-Петербург учится, а Одесса работает.

А. Пичугин

— Да-да, это старая, старая... ещё у Ардова это было.

М. Новакович

— Да, старая, с бородой шутка.

А. Пичугин

— Да, но тем не менее, в общем-то, это правда, это так. Хор Исаакиевского собора уже становится таким же — извините за это слово дурацкое — брендом, как хор Сретенского монастыря, хор храма Христа Спасителя, хор Валаамского монастыря?

Л. Дунаев

— Нет, вы знаете, пока что мы не имеем права, не имеем возможность, так скажем, вести такой самостоятельный образ жизни, потому что Исаакиевский собор остаётся музеем.

А. Пичугин

— Да, но мы сейчас вообще эту сторону не затрагиваем, ведь неважна принадлежность собора в данном случае, а хор Исаакиевского собора — это же может быть что-то вполне отдельное существующее.

Л. Дунаев

— Я предполагаю, что когда-то придёт время и мы начнём двигаться и в этом направлении. Может быть, это время придёт буквально в этом году. Нас поддерживают, конечно, владыка благословляет на такую деятельность. Да, может быть вполне, для этого нужно много трудиться.

А. Пичугин

— Напомню, что в гостях у светлого радио сегодня организаторы, участники концерта, который уже завтра пройдёт в Новом Иерусалиме, это неподалёку от подмосковного города Истра. Сам концерт будет в Гефсиманском саду, прямо у стен Ново-Иерусалимского монастыря, называется он «Мелодии у стен древней обители». В гостях у нас сегодня: Лев Дунаев — художественный руководитель и главный дирижёр Камерного оркестра Новгородской филармонии, областной филармонии; Марианна Новакович — регент Воскресенского ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря и организатор культурных мероприятий монастыря. Вообще много всего в монастыре происходит сейчас, не связанного напрямую с монашеской жизнью, с тех пор, как к нему такое пристальное внимание приковано последние уже 10 лет? Вот я сейчас посмотрел в интернете и с удивлением понял, что уже новой жизни монастыря 10 лет — юбилей в этом году.

М. Новакович

— Во-первых, самое главное, что монастырь стал открыт для паломников, экскурсий, у нас большое количество посетителей. Теперь появилась возможность полюбоваться этой красотой воочию. Плюс, конечно, мероприятия, которые мы проводим. Сейчас в перспективе ещё открытие музея в самом Ново-Иерусалимском монастыре — музей Патриарха Никона.

А. Пичугин

— А там сейчас нет?

М. Новакович

— Есть государственный музей, он просто называется так же — Новый Иерусалим.

А. Пичугин

— Я так понимаю, что это наследник того музея, который там существовал все годы в советское время.

М. Новакович

— Да, они просто переехали в другое, новое здание.

А. Пичугин

— Какие отношения с музеем? Бывает разное, потому что, вы сами понимаете, у нас Церковь и музей — это часто бывает, к сожалению, весьма конфликтная история.

М. Новакович

— Понятно, но в любом случае это сотрудничество, потому что мы находимся, можно сказать, на одной территории и делаем одно общее благое дело: популяризируем наследие Патриарха Никона, Русскую Палестину, Ново-Иерусалимский монастырь. Поэтому я думаю, что ссориться здесь неуместно и неправильно.

А. Пичугин

— Давайте ещё раз напомним про концерт и что прозвучит, программу.

Л. Дунаев

— Программа будет самая разнообразная. Мы начнём с классических произведений, потихонечку будем уходить от классики, выступит в это время ансамбль «Бисквит» из Санкт-Петербурга — это секстет, шесть человек, виртуозы потрясающие совершенно, очень яркие, талантливые ребята. Исполнят они свои обработки и аккомпанементы к очень популярным песням, не то что песням даже... ну да, можно сказать, что песням, потому что будет аккомпанемент «Вдоль по Питерской», будет «Вдоль по улице метелица метёт» — для тенора. Также они сыграют в своей обработке на классические произведения, например, «Полёт шмеля» из оперы Римского-Корскова «Сказка о царе Салтане», сыграют, конечно, свои народные обработки. Например, обработка на песню «Валенки» — их собственная обработка, они всё делают сами, делают это очень интересно, ярко. И потихонечку мы будем переходить на более массовое такое, более доступное... Хотя, наверное, нельзя сказать, что русские народные песни в обработке «Бисквита» менее доступны, чем песни Дунаевского или Петрова, например. Мы сыграем вальс из «Берегись автомобиля», вместе сыграем — это такая будет премьера, будем играть вместе: ансамбль и оркестр. Сыграем две военные песни, это у нас будет «Смуглянка» и «Катюша». «Подмосковные вечера» споём, я думаю, что все вместе. Я распределил куплеты в этих песнях по очереди между солистами, и кто-то начнёт первый куплет, припев вместе, второй куплет — второй солист, третий куплет — третий солист, потом вместе все. И я думаю, что и «Катюшу» точно будет петь — хотел сказать «зал», но будут петь зрители. И в конце споём, конечно, «Дорогие мои москвичи» — это такие песни, которыми всегда традиционно заканчиваются концерты — вечерний, тёплый, июльский...

А. Пичугин

— Хорошая песня, особенно из уст жителя Петербурга.

М. Новакович

— Москва — Санкт-Петербург — дружба.

А. Пичугин

— Естественно, нет, а я Петербург люблю.

Л. Дунаев

— Я очень люблю эту музыку, дело в том, что моя мама родилась под Владимиром, город Владимир, а тётя до сих пор ещё живёт в Москве. То есть у меня отчасти и московская такая прописка, назовём это. В Москве я провёл огромное время своей жизни, мы на все новые года приезжали в Москву, поэтому у меня очень близкие есть отношения...

А. Пичугин

— У меня ни капли сарказма, потому что я сам всегда не понимал, пчему кто-то пытается представить... Да, это два разных города абсолютно, я недавно после долгого перерыва, так получилось, что несколько лет в Петербурге не был, приехал, а до этого я очень часто приезжал, и вот разницы такой не замечал. А после долгого перерыва я понял, что, конечно, это два разных абсолютно города, каждый из которых для меня очень близок, но вот, к сожалению, редко получается приезжать в Петербург. Как-то так ничего меня в рабочем отношении с ним не связывает, а если просто так выпадает какая-то возможность приехать, я обязательно еду.

М. Новакович

— Мы, когда готовили этот концерт, очень волновались, чтобы все произведения были в контексте обители. Поэтому мы долго думали над программой, в принципе, за основу мы взяли концерт, который проходит на День славянской письменности на Красной площади, где присутствует сам Святейший Патриарх, и я часто бываю там именно как зритель. Там же вся Красная площадь поёт все эти песни — это всё, знаете, такими едиными устами, с настроением.

Л. Дунаев

— В едином порыве, все знают слова, практически. А те, кто не знают, узнают.

М. Новакович

— Да, вспомнят.

А. Пичугин

— Все исполнители... вообще просто люди соглашаются петь около монастыря, участвовать в концертах, которые устраивает... ну, в общем, Церковь? Нет ни у кого предубеждений?

Л. Дунаев

— Нет, ну какие могут быть предубеждения? Опять возвращаясь к разговору о митрополите Владимире, который как раз очень поддерживал искусство и заложил лично в меня такую любовь к церковному искусству. Потому что я, когда пришёл в Исаакиевский собор, был совершенно светским. Я и сейчас светский человек, конечно, у меня нет сана, но вот любовь такая именно к духовной музыке пошла именно оттуда. Поэтому здесь нет никакого противоречия, я не вижу противоречия.

М. Новакович

— У нас даже теперь вот солист Денис Седов, который у нас участвовал и в фестивале, и в прошлогоднем концерте, это певец с мировым именем, он даже приезжает в качестве певца — просто в хоре попеть. Вот на праздник Святой Троицы он был у нас. То есть уже у людей даже радость общения с храмом, с монастырём.

Л. Дунаев

— Про Олесю Петрову хотел сказать, что она пришла в хор Исаакиевского собора вторым сопрано. Я её взял, послушал — ну да, хорошее сопрано, нормальное. Кто знал, что она потом так взлетит? На самом деле она же 29-го числа приедет в Кронштадт петь в составе хора службу со Святейшим Патриархом. То есть это люди, которые, имея занятость и востребованность по всему миру — вот сейчас она в Новую Зеландию летит, и в «Метрополитен-опера» она по полгода проводит в Нью-Йорке, и в Большом театре она поёт, везде, везде она находит время. И она не стесняется этого — а чего стесняться-то, если тебе здесь хорошо?

М. Новакович

— Душа требует.

Л. Дунаев

— Кстати, а если, например, взять того же самого Павла Григорьевича Чеснокова — был совершенно гениальный композитор, который написал музыку... Вот он москвич, но я восхищаюсь истинно, я не считаю его как бы москвичом, я его считаю одним из самых ярких представителей русской духовной музыки. Мы очень много поём Чеснокова. Если посмотреть, например, у нас диск есть или даже два диска, половина диска — Чесноков, ещё часть — Архангельский. Бортнянский — это наш, конечно, питерский, это такая традиция была. А Чесноков был, между прочим, регентом в храме Христа Спасителя, если не ошибаюсь, до революции. Это совершенно фантастическая музыка, даже для профессионального музыканта. Слух мой и моё эстетическое нутро радуются каждой ноте, вот на полном серьёзе — вот насколько это духовно богато.

М. Новакович

— Это неподражаемая аккордика.

Л. Дунаев

— И вот именно внутренняя духовность, которая идёт от этой музыки, тебе не надо ничего из неё выдумывать. Знаете, бывает музыка — нужно придумать, как её сделать.

М. Новакович

— Она, знаешь, Лев, интересна и для профессионала, и для обычного слушателя.

Л. Дунаев

— Да, однозначно. Она такая яркая, близкая очень.

М. Новакович

— Потому что то, что часто нравится просто прихожанам в храме, например, надоедает уже петь певчим на клиросе.

Л. Дунаев

— Нам легче в этом отношении, потому что Исаакиевский собор, конечно, подразумевает некую парадность и некую такую, что ли, концертность, за которую нас, кстати, критикуют.

М. Новакович

— Но Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь тоже не маленький...

А. Пичугин

— В конце концов хорошо, когда есть выбор. И есть люди, которые любят парадное богослужение с парадным, по существу оперным исполнением, они идут туда. Кто-то хочет тихой, камерной, домашней обстановки.

М. Новакович

— Публика абсолютно разная.

А. Пичугин

— Не публика, кстати говоря, а прихожане.

М. Новакович

— Может быть, я так обобщила, но, например, я, когда спускаюсь сверху после службы, с хоров, и ко мне подходят разные люди, кто-то благодарит, кто-то, наоборот, говорит, что вы вот в прошлые выходные пели лучше. А я начинаю сравнивать: там мы пели знаменное с исоном, а сегодня мы спели Бортнянского или Чеснокова.

Л. Дунаев

— На вкус и цвет...

А. Пичугин

— Будем заканчивать уже программу, спасибо большое. Напомню, что уже завтра в семь вечера неподалёку от Москвы, рядом с городом Истрой, прямо возле стен древнего Ново-Иерусалимского монастыря...

М. Новакович

— По благословению архимандрита Феофилакта и при поддержке благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря будет проводится...

А. Пичугин

— Да, будет проводится концерт «Мелодии у стен древней обители». Сегодня у нас его организаторы и активные участники были в гостях: Лев Дунаев — художественный руководитель и главный дирижёр Новгородской областной филармонии, регент Исаакиевского собора в Петербурге; Марианна Новакович — регент Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря и организатор культурных мероприятий обители. Сегодня они были с нами — спасибо вам большое. И в завершение нашей программы мы послушаем Георгия Свиридова — это фрагмент из «Метели», сейчас прозвучит «Вальс». Спасибо, мы прощаемся. До свидания!

Л. Дунаев

— Спасибо.

(Звучит музыка Георгия Свиридова.)

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем