Двенадцатого июля по новому стилю Церковь молитвенно вспоминает первоверховных апостолов Петра и Павла. По преданию, в этот день святые мученики были казнены. В этот же день два с половиной века спустя, мощи апостолов были перенесены из гробниц в церкви, возведённые по повелению императора Константина Великого. Но после завоевания Римской империи германскими племенами о мощах всехвальных апостолов никто не упоминал. Казалось, что след святынь затерялся в истории. Церковное предание гласило, что мощи всё ещё покоятся в построенных в их честь базиликах, но где именно?
В середине двадцатого века церковные археологи обнаружили в Риме, под собором святого Петра, древний некрополь. Точно под центральным алтарём современного храма находилась гробница, в одной из стен которой была обнаружена ниша с мощами. Надпись "Пётр здесь", христианские символы на ограде гробницы, росписи рядом с нишей - всё указывало, что предание не ошибалось, здесь покоится один из самых известных учеников Христовых.
Эта находка пробудила интерес к поиску мощей апостола Павла. По закону его, римского гражданина, не могли казнить, как Петра, в цирке императора Нерона. Он был обезглавлен за территорией Рима, к югу от городских стен, в местности Сальвийские воды. Предание говорит, что апостола похоронила знатная римская христианка Лукина. Могила находилась в её поместье. В начале четвёртого века над гробницей со святыми мощами была выстроена базилика в честь апостола Павла. Из-за своего местоположения она получила название "собор святого Павла "за стенами" - Сан Паоло фуори ле Мура. Церковь в тысяча восемьсот двадцать третьем году пережила сильнейший пожар. Восстанавливали собор всем миром, в буквальном смысле этого выражения. Множество стран, в том числе и Россия, предложило свою поддержку. Император Николай Первый прислал малахит и лазурит для украшения алтаря и интерьера храма. Такое внимание русского властителя неслучайно, если вспомнить, что его отца-императора звали Павлом.
В две тысячи девятом году начали изыскания церковных археологов. Они обнаружили, что за прошедшие века пола в соборе был поднят почти на полтора метра от первоначального уровня. Учёные нашли под землёй мраморный саркофаг с надписью «Павел Апостол, мученик». Но находились ли там мощи? Ведь в середине пятого века племя вандалов, захватившее Рим, не только разграбило городские храмы, но и не пощадило многие христианские святыни.
В саркофаг был введён тончайший зонд. С его помощью в гробнице обнаружили следы льняной ткани двух цветов: окрашенной в пурпур и голубой, пластину из золота, красный ладан. В саркофаге находились фрагменты мощей. Исследование показало, что они принадлежат человеку, жившему в первом веке. Так наука подтвердила церковное предание.
Саркофаг решили оставить на своём месте, в полу базилики было сделано окно, через которые верующие могут увидеть гроб апостола Павла и приложиться к его святым мощам.
20 апреля. О проповеди святого Серапиона Синдонита
Сегодня 20 апреля. День памяти Преподобного Серапиона Синдонита.
О проповеди святого, — священник Августин Соколовски.
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.