«Как удивительно вы смотрите на окружающее — вы всё видите в розовом свете», — заметил однажды студентке Петербургского Медицинского университета, юной Сашеньке Оберучевой, один из её преподавателей. За свою долгую жизнь Александре Дмитриевне, а с 1919 года — монахине Амвросии, как нарекли её в постриге, не раз приходилось слышать в свой адрес подобные слова. Спокойная, доброжелательная и жизнерадостная, матушка Амвросия воспринимала жизнь как Божье благословение независимо от того, радости или горести встречала она на своём пути. Матушка была очевидцем крупных исторических потрясений — Первой Мировой, октябрьской революции, Гражданской войны. Размышления об этом непростом времени, о себе, о жизни и о том, как она прекрасна и удивительна несмотря ни на что, монахиня Амвросия (Оберучева) записывала в дневник. Впоследствии её записи были изданы отдельной книгой под названием «История одной старушки».
Автобиография, мемуары, историческая документалистика, духовная проза — дать однозначное определение жанру этих записок просто невозможно, настолько они насыщены и многогранны. Детали биографии Александры, будущей матушки Амвросии, и исторические события связывает между собою нечто глубокое, светлое и чудесное, не бросающееся читателю в глаза, но постоянно присутствующее в повествовании и делающее его необыкновенным. Речь идёт об искренней вере в Бога самой героини, которая, принимая жизненные обстоятельства как Его волю, с готовностью встречает любые трудности. И именно вера помогает ей преодолевать их без горечи, обиды и ропота. Незадолго до смерти, по просьбе родных монахиня Амвросия Оберучева привела свои записи в порядок для возможной публикации. И дала им не только название — «История одной старушки», — но и подзаголовок: Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий«.
И ведь действительно: она была по-настоящему счастлива, когда после окончания Медицинского университета отправилась служить в глухое село под Смоленском, где день и ночь, часто вовсе без сна, бесплатно лечила больных крестьян со всей округи. А когда Александре Дмитриевне пришло время уезжать, пациенты несколько дней со слезами не хотели отпускать свою «докторшу».
Приняв монашеский постриг в Шамординской обители, неподалёку от монастыря Оптина Пустынь, Александра, а в монашестве — монахиня Амвросия — много общалась с последними оптинскими старцами — преподобными Нектарием, Анатолием и Никоном. Матушка рисует живые, яркие портреты этих подвижников ХХ века. Со старцем Никоном ей довелось разделить тяготы арестов и ссылок, которые последовали вскоре после революции. Но ни многочасовые допросы, ни лагерный барак, ни тяжёлая работа не озлобили и не изменили матушку Амвросию. Она со своей обычной спокойною радостью ухаживала за больными, делилась куском с ослабевшими и поддерживала павших духом.
«Хочешь быть счастливым — будь им!» — гласит знаменитый афоризм Козьмы Пруткова. Записки матушки, в сущности, говорят нам о том же самом. Но, в отличие от литературного мыслителя, монахиня Амвросия (Оберучева) не только побуждает, но и летописью собственной жизни, скромной озаглавленной ею «Историей одной старушки» показывает, что и вправду нет ничего невозможного в том, чтобы просто быть счастливым человеком.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.