Своеобразный камертон Великого поста - это покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина. Она начинает звучать в храмах ещё на масленичной неделе. А Великим постом молитву Ефрема Сирина читают каждый день и на церковных службах, и дома.
Автор молитвы, святой Ефрем Сирин, то есть "сириец", жил в четвертом веке. Родители Ефрема, бедные земледельцы, стремились воспитать сына в благочестии. Но юноша отличался вспыльчивостью и резкостью. Однажды его по ложному обвинению посадили в тюрьму. Там Ефрем во сне услышал голос, призвавший его к покаянию. Юноша был оправдан и освобождён, но в нем произошла разительная перемена. Ефрем стал отшельником и много лет провел в учениках у великих подвижников. Постепенно он сам стал проповедовать, но вначале всегда правдиво и резко обличал свои грехи. Современники называли его «сирийским пророком» и «учителем покаяния».
Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина - очень личная, очень простая и искренняя. Её не поёт торжественно хор и не читает распевно псаломщик. Священник выходит из алтаря, становится к нему лицом, рядом с прихожанами. Он молится не за свою паству или вместо неё, а от своего собственного имени:
Господи и владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему!
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков! Аминь.
Каждый в храме повторяет про себя эти слова. А после молитвенных прошений все совершают земные поклоны.
В великопостной молитве преподобного Ефрема перечисляются недуги, от которых бы мы хотели избавиться Великим постом, и определяются желаемые цели:
Праздность - это лень, нерадение, рассеянность.
Уныние - результат праздности. Человек в этом состоянии не видит свет, не верит, что он вообще есть.
Любоначалие - это любовь к власти, главным образом, к своей собственной. Ведь когда в центр всех стремлений помещается собственное "я", остальные люди становятся средствами. Достаточно даже не манипулировать ими, а просто презирать.
А празднословие - это трата попусту чувств, времени и сил.
Вместо этих пороков мы просим Господа о Его дарах: целомудрии - то есть, цельности, осмысленности, единстве принципов;
смирении - то есть доверии Богу;
терпении - оно позволяет нам не торопиться осуждать других;
и любви - это тот дар, который мы стараемся приумножить всю нашу жизнь. То единственное, что имеет смысл для христианина.
В последнем обращении мы молим Господа «видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего». То есть помочь совладать с гордыней.
В молитве преподобного Ефрема Сирина верующие не просят о каких-то благах или прощении. Они просят Господа о духовном труде. Ведь именно он - главная задача Великого поста.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.