Раньше считалось, что если девушка не вышла замуж до двадцати пяти лет, то уже никогда и не выйдет. Надежде Забеле было почти тридцать лет, а она до сих пор была одинока. По меркам конца девятнадцатого века она давно была старой девой – косо посматривали уже на двадцатилетних незамужних девиц…
Надежда если и печалилась, то не показывала этого. Она решила посвятить жизнь оперному пению и вполне преуспевала в этом. Её чистое и нежное сопрано покоряло даже жестокие сердца, а зрители плакали, впечатлённые её исполнением ролей.
Восторг слушателей какое-то время радовал Надежду. Но восхищение поклонников мимолётно, оно не может заменить то тепло, которое даёт семья. Поэтому в глубине души Надежда ждала того единственного, кто увидит в ней больше, чем просто певицу.
Это случилось в Петербурге на репетиции оперного спектакля «Гензель и Гретель». Надежда играла Гретель – очаровательную девушку с проникновенным голосом. Она настолько вжилась в роль, что забыла о людях, которые сидят в зале. Поэтому Надежда испугалась, когда во время перерыва на сцену стремительно вбежал какой-то мужчина. Он бросился к отпрянувшей певице, поцеловал её руку и воскликнул: «Прелестный голос!» Незнакомец был немолод, но красив, в его глазах светилась одухотворённость и такое искреннее восхищение, что всякий страх у девушки исчез. Стоявшая рядом актриса поспешила представить мужчину – это оказался театральный художник Михаил Врубель.
Михаил был чувствителен не только к цветам, улавливая их тончайшие оттенки, но и к звукам. Он был покорён навсегда, когда услышал пение Гретель в тёмном зале. Исполнительница сказочной девочки в сумраке показалась невинным ангелом, который потерялся на этой грешной земле… Когда он увидел её рядом с собой, очарование не рассеялось. Перед ним стояла самая настоящая сказка – так Михаил видел Надежду. Её глубокие тёмные глаза потом воплотятся на многих полотнах Врубеля. С той встречи в театре Надежда стала его единственной музой.
На следующий же день Врубель предложил нарисовать Надежду в образе Гретель вместе с артисткой, которая исполняла партию юного Гензеля. Добрую половину дня девушки позировали художнику. Врубель понял, что расстаться с Надеждой уже не может… И предложил ей руку и сердце. Талантливый, порывистый и искренний мужчина понравился девушке. Ему исполнилось сорок лет, но ведь и Надежде было не восемнадцать. Они оба уже знают жизнь, а значит, не наделают тех ошибок, которые так свойственны молодости. И Надежда сказала, что если картина удастся, то она выйдет за него замуж. Картина удалась. Через два месяца Надежда и Михаил обвенчались.
С тех пор образ молодой жены появлялся на всех картинах Врубеля, а он стал посещать все её выступления. Они верили друг в друга: он – в её успех на сцене, она – в его талант художника. Им было очень хорошо вдвоём. Они не ссорились, помогали друг другу в работе, вместе ездили на гастроли и ходили на выставки. Жена стала для Михаила сказочной царевной. А Врубель стал для Надежды сказочным принцем – он не только ценил её голос и артистическое мастерство, но и любил как женщину со всей глубиной её хрупкой души.
К сожалению, их счастье продлилось недолго. Михаила сразила тяжёлая душевная и телесная болезнь. Он ослеп и несколько лет провёл в больницах, почти на ощупь рисуя жену, а потом умер. Похоронив мужа, Надежда лишилась своего единственного светоча. Сцена, зрители, аплодисменты ещё были в её жизни, но без Михаила и его метких советов, без его тепла они потеряли всю привлекательность. Долгое горе ослабило здоровье Надежды, и через три года после смерти мужа она умерла, сражённая неизлечимой в то время чахоткой.
Но любовь Михаила и Надежды продолжает жить. Достаточно взглянуть на любую картину Врубеля, где он писал свою жену, чтобы понять, каким сильным было его чувство. Записи выступлений Надежды не сохранились, зато есть её портрет на картине «Царевна-Лебедь». Взглянув на неизбывную нежность в глазах царевны, любой поймёт, что она в тот момент смотрела на самого любимого в мире человека.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».