Сретение Господне — один из наиболее почитаемых православных праздников. Сретение радостно отмечают во всех Поместных Православных Церквах. В том числе, и в Грузинской. Грузия приняла христианство значительно раньше, чем Русь. Еще в четвертом веке. Поэтому некоторые обычаи и традиции, которые можно сегодня в Грузии наблюдать, восходят к древнехристианским временам.
В грузинском языке праздник Сретения Господня называется Миркма. В переводе на русский это означает — «объятие». Согласно Евангелию Богомладенец Христос был принят в объятия праведного Симеона, старца, который предсказал Спасителю и Богоматери Их будущее. Иное грузинское название Сретения — Свимоноба, то есть день святого Симеона.
В день Сретения, оно празднуется 15 февраля по новому стилю, многие грузины стараются посетить богослужение. И для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин, и для того, чтобы принять участие в древней традиции.
На праздник Сретения перед Литургией в грузинских храмах происходит освящение свечей. Эти свечи грузины либо изготавливают дома сами, либо покупают в храме и затем отдают на освящение. Для чего они это делают? Обычай освящения свечей на Сретение сохранился в Грузинской Церкви с древних времен, когда христианство только зарождалось и повсеместно соседствовало с язычеством.
В начале февраля древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая сомнительные ритуалы. Некоторые из них происходили ночью. Христиане, желая помешать этому, брали зажженные свечи и обходили с пением молитвословий улицы города. Такие шествия со свечами символически указывали, что Христос победил тьму язычества и повсеместно теперь должен воссиять свет Евангелия.
В современной Грузии торжественные процессии со свечами не практикуются. Но сохранился связанный с ними обычай. После Литургии православные грузины посещают могилы своих умерших родственников. Часть пути они идут с зажженными свечами. Места погребения чистят, приводят в порядок, а затем втыкают в могильный холмик освященные сретенские свечи. С молитвой о просвещении душ усопших светом Божьей благодати.
Еще одно грузинское название праздника Сретения — Ампариа или день зажженных факелов. Это тоже остаток древней традиции ночных христианских шествий со свечами. Ампария сегодня соблюдается только в селах. С наступлением темноты все жители села собираются вместе и приносят с собой по одному полену. Из поленьев складывается общий праздничный костер. Селяне сидят рядом с ним, танцуют, угощаются национальными блюдами. Затем проводится соревнование — кто дальше бросит зажженный факел. Грузины верят, что тот, кто бросит факел дальше остальных, получит особое благословение от Господа.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.