Тот факт, что материнство достойно восхищения, с библейских времён и до наших дней у нормального человека не вызывал ни малейшего сомнения. О материнстве слагали оды великие поэты, самые известные художники всех эпох запечатлевали счастливых матерей с младенцами на своих полотнах. Наконец, образ Девы Марии и Её Божественного Ребёнка стал одним из центральных как в западной, так и восточной традициях Иконописи. А вот с отцовством в этом плане дело обстоит куда скромнее. Словно бы по умолчанию, принято считать, что скупые мужские чувства по отношению к собственным детям не стОит выставлять напоказ. А может, не такие уж они и скупые, эти чувства мужчины, ожидающего чуда - появления на свет собственного ребенка? Известный культуролог, литературовед и философ Михаил Эпштейн не стал скрывать собственных переживаний и эмоций, которые испытывал в течение девяти месяцев трепетного ожидания, и поделился ими с читателем на страницах своей книги «Отцовство».
Этот роман-дневник - так в подзаголовке определил жанр книги сам автор – захватывает с первых же строк. Потому что сразу понимаешь – речь пойдёт о Тайне с большой буквы. Тайне зарождения жизни, тайне глубокой взаимосвязи родителей с не появившимся пока еще на свет существом, но уже живым, чувствующим, отзывающимся на любовь. А о тайнах не принято кричать – их сообщают тихо, вполголоса, проникновенными словами. Именно так ведёт свое повествование в «Отцовстве» Михаил Эпштейн. И создаёт поразительную атмосферу, в которой читатель сопереживает, без преувеличения, каждой букве прочитанного.
Сами посудите – разве можно равнодушно, без эмоций, наблюдать за тем, как счастливый отец прислушивается к тишине в животе будущей мамы, и различает эту тишину – еще вчера она была гулкой и пустой, а сегодня уже наполнена смыслом, она дышит и подаёт свои невидимые, но совершенно реально ощутимые сигналы родителям. Автор много и серьезно размышляет на тему Божественного участия в зарождении новой жизни, и не только эмоционально, но и логически приходит к выводу, что это великое, непостижимое чудо без вмешательства Творца всего сущего было бы просто невозможно.
И конечно, книга наполнена счастьем, которому невозможно не радоваться, и которое невероятно хочется испытать самому. И не важно, кто читатель: женщина или мужчина. Михаил Эпштейн совершенно очевидно адресовал свою книгу «Отцовство» и тем, и другим.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых