Материнский капитал. Тайм-менеджмент.

Тайм-менеджмент
Поделиться

Тренинги-по-тайм-менеджментуКак научиться грамотно распоряжаться своим временем? Об этом в программе “Материнский капитал” расскажет Наталья Ключ, ведущая тренинга по тайм-менеджменту.

 

 

 

С.Бакалеева

— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» – программа о самом дорогом  – о семье и детях. И в каждой семье самое дорогое, что есть – это время. И чем больше детей в этой семье, тем сложнее это время грамотно и эффективно распределить. Поэтому я пригласила к себе гостью – Наталью Ключ. Здравствуйте, Наталья!

Н.Ключ

— Здравствуйте!

С.Бакалеева

— Наталья педагог и один из ведущих тренингов по тайм-менеджменту для взрослых и детей. Ведь есть такое выражение тайм-менеджмент, да?

Н.Ключ

— Да, совершенно верно, тайм-менеджмент – это конечно слово не наше, но тем не менее расшифровать его легко – управление временем. Да, это технология, которая позволяет нам использовать невосполнимое время своей жизни, в соответствии со своими целями, со своими ценностями. То есть тем, к чему мы стремимся и что для нас наиболее важно. И, конечно, мы понимаем, что время не восполнимо, управлять им в общем-то нельзя, мы можем управлять своими действиями.

С.Бакалеева

— На самом деле, мне кажется, вот Вы говорите, мы понимаем, а это самое первое, что нужно сделать – это понять, что время не восполнимо и научиться его ценить.

Н.Ключ

— Ох, рано, или поздно это понимание приходит, конечно, лучше, если оно придет раньше. Именно поэтому тайм-менеджмент – это очень востребованная тема для взрослых людей, для занятых людей, именно поэтому эта тема начала наконец перебираться к детишкам, чтобы мы могли научить и помочь нашим детям, как управлять своим временем.

С.Бакалеева

— Подчас их занятость ничуть не менее плотная, чем взрослая занятость.

Н.Ключ

— Совершенно верно, особенно сейчас, да, когда нагрузки у детей очень большие. И конечно всем хотелось бы нам родителям, хотелось бы, чтобы эти нагрузки были, если уж они есть, то эффективными, да, и по возможности избегать чего-то, что мешает. А вот как это найти, как принять решение относительно того, что для нас важно, а чем можно пренебречь. Вот, собственно говоря, курс тайм-менеджмента состоит из нескольких, условно говоря, тем, да, в которых можно познакомиться с технологиями, позволяющими управлять разными частями нашего времени. Мы для этого должны научиться правильно ставить цели  и выявлять свои собственные ценности, потому что не все четко представляют, что действительно для них является важным.

С.Бакалеева

— Цели, Вы имеете в виду, насколько должны быть обширны? Цели жизни, или года ближайшего, да?

Н.Ключ

— Да, да, это тоже очень важный момент, как выстроить иерархию целей, потому что есть цели стратегические и есть цели фактические, совершенно верно. Соответственно, что именно из того, что мы планируем, что мы бы хотели достичь, приоритетно сейчас, да, то есть, к чему обращаться в первую очередь, а что можно отложить, о чем можно совсем-совсем избавиться – это вопрос приоритетов, которые тоже нужно научиться расставлять. Когда дети маленькие, за них все эти решения принимают взрослые, да, постепенно-постепенно расстановка приоритетов делегируется детям и в общем-то, чем раньше человек учится ставить эти приоритеты, тем быстрее и тем эффективнее он будет использовать свое время.

С.Бакалеева

— Такой разговор завести с ребенком стоит в каком возрасте?

Н.Ключ

— Вы знаете, сейчас невозможно сказать, да, что вот в таком возрасте мы говорим об этом, а в таком возрасте говорим об этом, потому что мы понимаем, что в разных семьях очень разная расстановка, очень разные нагрузки, очень разные способы принятия решений, да, но тем не менее, когда взрослые директивно сообщают ребенку о том, что он сейчас должен сделать, но при этом они находят возможность так, или иначе объяснить, почему это сейчас важно, почему они выбрали это, а не то, таким образом, собственным примером сначала, взрослые помогают ребенку видеть сам процесс принятия решений, а постепенно-постепенно можно перейти и к технологиям расстановки приоритетов. Но мало ставить цели и решать, что важно, что нет, нужно еще и реализовывать то, что ты себе представил. Поэтому, очень важно уметь правильно планировать все свои действия, которые приведут нас к этой цели, соответственно, реализуют наши ценности, да, то, что для нас важно, а также вопросы самомотивации, потому что, чем глобальнее цель, тем больше в нее входит всяких разных дел, которые могут нам быть неприятны, или скучны, неинтересны, тем не менее, нам надо находить силы, энергию и интерес для того, чтобы их выполнять. Да, и для того, чтобы при этом чувствовать себя хорошо, не чувствовать себя загнанным в ловушку, не чувствовать, что мы находимся под давлением, да, чтобы не было вот этих выгораний. А выгорания сейчас уже случаются и у детей, не только у взрослых. Соответственно, как себя мотивировать. Вот эти основные ступени лестницы – самомотивация ,планирование, приоритеты, а также жизненные ценности и цели, вот когда человек владеет способами и техниками на каждой ступенечке да, то он может реализовывать очень большие цели и проекты.

С.Бакалеева

— То есть, начинать все эти ступеньки осваивать нужно с себя, правильно?

Н.Ключ

— Совершенно верно, и удобнее всего, конечно, начинать, с планирования потому что, так, или иначе, даже если мы этого не осознаем, у нас уже есть какие-то цели, да,  но часто мы не имеем возможности взглянуть на горные вершины, да, потому что мы завалены текучкой, вот сейчас-сейчас, чуть-чуть разберусь, продохну, тогда уже стратегически взгляну, как оно… на самом деле, бывает так, что пока человек разбирается с текучкой…

С.Бакалеева

— То самое невосполнимое время уходит.

Н.Ключ

— Совершенно верно… А в конце-концов можно взглянуть на эту самую горную вершину и обнаружить, что ты всю жизнь карабкался не на ту гору, а уже потеряно время и уже заново взбираться на другой пик нет времени и сил. Конечно, хотелось бы, чтобы была, ну, собственно тайм-менеджмент, это как раз вот эта технология включенной головы, включенных мозгов, да, когда мы постоянно совершаем такие челночные мыслительные действия, мыслительные операции по поводу определения целей, планирования, перетасовки дел, изменения приоритетов, да, новые шаги к цели и так далее, и так далее. Ну в принципе я думаю, что можно говорить…

С.Бакалеева

— Любой человек может это освоить, или только человек с очень четко простроенным логическим мышлением?

Н.Ключ

— Вы знаете, я встречала людей, которые казалось организованы от природы, как они успели получить это умение сакральное, не всегда можно выявить. Обычно находится рядом в окружении кто-то, кто демонстрировал такие же способности, но не всем так везет, поэтому, в принципе, можно этому научиться. Мало того, придется этому учиться опять же с включенной головой, потому что есть такие способы организации времени, которые не подойдут мне, или вам, потому что наша жизнь заполнена совершенно разными вещами. Человек, который работает дома, должен по-другому организовывать свое время, чем тот человек, который работает, скажем, в офисе с большим количеством людей. Человек, который руководит большим сложным предприятием, организует, использует другие помощники и подсказки, чем многодетная мама, которая дома с детьми, но тем не менее, есть какие-то общие приемы и техники.

С.Бакалеева

— Согласна, что многодетная мама практически руководит большим предприятием.

Н.Ключ

— Во всяком случае, по степени давления обстоятельств, безусловно.

С.Бакалеева

— Может быть, подскажете, какие-то секреты есть, которые помогли бы использовать правильно время? Когда уже это планирование освоено, когда цели изучены, что дальше делать?

Н.Ключ

— Можно начать с очень простых вещей, да, например, попробуем обратить внимание на то, как мы формулируем наши дела. Во-первых, как много людей записывает свои цели – очень мало, мы обычно стараемся держать все в голове, но, оказывается, самая острая память тупее самого тупого карандаша. Люди, которые записывают свои задачки, свои дела, имеют возможность быстро-быстро их пересматривать.

С.Бакалеева

— Это же можно предложить и нашим детям делать тоже самое?

Н.Ключ

— Совершенно верно, как только ребенок осваивает письмо, как средство, не как цель, как только он записывает, можно дать ему возможность составлять списки дел. Вот это самое простое, с чего надо начинать. Мало того, этот список должен подвергаться некоторой трансформации. Скажем, как мы учились записывать с нашими детишками – сначала пишется все, что приходит в голову, относительно тех дел, которые нужно выполнить.

С.Бакалеева

— Не важно, в какой период?

Н.Ключ

— Конечно, ребенок планирует обычно день, или вечер. Большие стратегические цели обрабатываются немножко по-другому, мы сейчас говорим о таких повседневных списках дел, которые нужно выполнить. Сначала мы пишем все дела, которые приходят к нам в голову, которые мы должны сделать, не пытаясь выстроить их и проранжировать, это немножко… ну, это следующий этап. Затем, мы выявляем те дела, которые жестко привязаны по времени, жесткие дела, мы их называем, и мы можем написать прямо временную сетку и расставить эти жесткие дела на те часы, на которые они запланированы, во столько то тренировка, во столько-тио обед, во столько-то мультики, которые сегодня запланированы. У нас появляются вещи, которые привязаны по времени и промежутки между ними. В эти промежутки мы можем ставить другие дела, которые так уже жестко по времени не привязаны и поэтому называются гибкими. Но из этих гибких…

С.Бакалеева

— Как домашние уроки, например, да?

Н.Ключ

— Например, да, то есть, эти дела, которые нужно делать, но, которые не привязаны очень четко к таким-то минутам и к таким-то часам…

С.Бакалеева

— Поэтому они плавно-плавно перетекают на самый конец…

Н.Ключ

— Да, безусловно они могут же бесконечно откладываться, да. А так мы можем посмотреть, есть ли у нас ниша стоянки для этих дел, если дело большое, то мы должны будем найти соответствующий период времени.

С.Бакалеева

— То есть, нужно оценить еще, сколько времени займет это дело?

Н.Ключ

— Да, и это очень интересная вещь отдельная, можно устроить целое исследование, попробовать записывать, сколько времени занимает то, или иное дело и эта методика называется хронометраж, и она приносит удивительные плоды. А, конечно, ребенок, скажем, в начальной школе, пока еще не может вести хронометраж также планомерно и скрупулезно, как это может делать взрослый, но мы можем, скажем, ставить таймер на 15 минуточек а потом пробовать вспомнить, что за эти 15 минут мы успели сделать, тогда ребенок получит представление о том, сколько времени занимают разные дела и оказывается, что когда он забрался в интернет, он провел там полжизни, а вовсе не 15 минут.

С.Бакалеева

— Ему показалось, что 15 минут прошло.

Н.Ключ

— Которые у него были запланированы.

С.Бакалеева

— К концу нашей программы, как раз пройдет 15 минут и вы сможете себя проверить, что вы успели сделать за последние 15 минут.

Н.Ключ

— Совершенно верно.  Так вот, остальные гибкие дела могут уже в эти стояночки между жесткими делами встать, но для этого мы должны будем переписать этот список по приоритетам. Сначала обозначить самые важные дела и их мы ставим в первую очередь и их лучше выполнять в самом начале, когда еще есть силы и есть время, а затем идут дела второстепенные. Я бы хотела поговорить еще о такой вещи, которая очень актуальна для детей. У каждого ребенка есть задачи, которые ему неприятны, которые ему делать не хочется, он начинает их откладывать и из-за этого откладываются все дела, которые были запланированы.

С.Бакалеева

— Ну, например, мама просила помыть посуду.

Н.Ключ

— Да, и вот он так оттягивал, оттягивал, в конце концов он и посуду не помыл, и уроки не сделал и на мультики не успел, которые предполагались, потому что он наказан. В тайм-менеджменте такие дела называются лягушками. Тайм-менеджер говорит: «Надо съесть лягушку в первую очередь и тогда будешь целый день свободен».

С.Бакалеева

— То есть, нужно смело себе сказать, когда увидишь такое дело, что это та самая лягушка.

Н.Ключ

— Надо признать, да, что есть дело, которое неприятное, которое ребенок делать не хочет, ну, тогда мы должны с этим делом немножечко поработать. Что мы можем сделать – во-первых, мы можем назначить себе награду, съел лягушку – получаешь награду, ну, не обязательно  – это будет шоколадка, это может быть и какое-то дело, которое приятно делать, в отличие от лягушки. Единственное, нужно следить, чтобы награда была по времени не больше, чем сама лягушка, иначе можно так далеко уйти. Итак, за лягушку можно назначить награду, во-вторых, можно составить табличку этих лягушек и радостно их вычеркивать. Нарисовать себе такое болото и вычеркивать то, что сделано. Дети очень любят вычеркивать то, что сделано.

С.Бакалеева

— Я думаю, взрослые тоже.

Н.Ключ

— Конечно, потом можно придумать, например, игру, в которую эта игрушка включена. Например, если мне не хочется писать сочинение, то я могу представить, что я должен рассказать инопланетянам о том, что происходит на моей планете. А может быть я великий поэт и хочу создать эпохальное произведение, если это дело будет включено в какую-либо игру, то совершенно меняется отношение к этому делу и его можно сделать легко и весело. И еще одна важная вещь, обратите внимание на то, почему ребенку так неприятно делать это дело. Может быть ему просто неудобно, может быть это дело плохо организовано, может быть ему не понятно, что должно быть на выходе. Тогда устранение этих вещей.

С.Бакалеева

— То есть, скажем, что такое убраться в комнате – это понятно маме, но не каждому ребенку доступно. Тут нужна просто пошаговая инструкция?

Н.Ключ

— Да, у нас даже есть такое понятие, как «шоколадный слон». Целого слона съесть невозможно, но можно этого гигантского шоколадного слона разделить на дольки и съедать по кусочку. Это касается больших дел, тогда каждый раз четко видно, вот сейчас я вот это сделал, сейчас я расчистил стол, вот сейчас я убрался, вообще уборка – это очень благодатная почва для тайм-менеджмента, потому что она подходит к разным категориям и ее можно по-разному выполнять.

С.Бакалеева

— Наташа, скажите, пожалуйста, а где можно почитать что-нибудь о тайм-менеджменте?

Н.Ключ

— Вот как раз сейчас вышла книжка, называется «Тайм-менеджмент для детей». Книга продвинутых родителей, автор Лукашенко Марианна Владимировна – это как раз специалист по тайм-менеджменту. Вице-президент Московского финансово-промышленного университета Синергия и в этой книге приведено очень много техник для родителей, как можно внедрить культуру тайм-менеджмента непосредственно в семью, непосредственно в свою обычную жизнь, во взаимодействие с детьми. Кроме того, в Синергии, в школе бизнеса Синергия, ведутся сейчас тренинги для детей и родителей по тайм-менеджменту. И это очень здорово, потому что родители приходят вместе с детьми, они выполняют задания, знакомятся со способами и техниками, имеют возможность вместе их отработать, вместе выполнить какое-то конкретное задание, поработать над целями, согласовать свои ценности, согласитесь, не так уж много возможностей у нас есть, сесть с детьми, со своим ребенком и попробовать поговорить об этом.

С.Бакалеева

— Спасибо, Наталья! У нас в гостях была Наталья Ключ – педагог, ведущая тренингов по тайм-менеджменту для взрослых и детей. Всего хорошего, до свидания!

«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5 оценок, в среднем: 3,40 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *