Как правильно воспитать девочку, какую модель поведения следует предлагать? Как оградить ребёнка от внешнего негативного воздействия и сохранить, при этом, те лучшие качества, которые были заложены в семье? Об этом многом другом, в программе "Материнский капитал", расскажет искусствовед, руководитель детской фольклорной студии, Анна Борисовна Теплова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа о воспитании детей и я ее ведущая Софья Бакалеева. У меня в гостях очень интересный человек – искусствовед, фольклорист, руководитель детской фольклорной студии Анна Борисовна Теплова. Анна Борисовна, когда-то, несколько лет назад, мы с вами затевали вместе детский журнал, который успешно просуществовал определенное время, назывался он «Царевна». и я очень хорошо помню, что когда мы обсуждали с Вами самое начало этого журнала, а он затевался именно как журнал для девочек, то пришли к тому, что нет журнала для девочек такого, какой мы не побоялись бы своим девочкам, своим дочкам подложить, подсунуть, дать почитать. Сегодня Ваше мнение изменилось? Сегодня как воспитать девочку? Есть ли такие журналы и такие образы, которые сегодня безбоязненно мама могла бы предложить своей девочке?
А.Б.Теплова
— Ну, если говорить о журналах…
С.Бакалеева
— Ну, и прежде всего тех образах, которые пропагандируются.
А.Б.Теплова
— Когда-то, да, действительно хорошо, что мы вспомнили этот журнал, который мы назвали «Царевна», он и был таким, в определенной степени, педагогическим порывом меня, как мамы. Поскольку ребенок пришел в школу и да… вот вопрос, воспитание девочек, мы воспитывали девочку, мы воспитывали ее в семье, мы создавали какой-то для нее образ, мы что-то там пестовали в этом ребенок. И вот этот ребенок выходит в жесткий наш мир, который называется школа. И в этой школе оказывается незначимым все то, чему мы ее воспитывали.
С.Бакалеева
— А когда Вы ее воспитывали, Вам прежде всего что хотелось бы до нее донести и в нее вложить? Какой вы себе представляли свою девочку?
А.Б.Теплова
— Самой прекрасной, конечно, прежде всего. Ну, лично для меня почему-то очень много значит именно эстетическая сторона, то есть она должна быть красивой. Но красота, она всегда связана не столько с внешностью, сколько с внутренностью, то есть, с внутренним миром человека, его, скажем так, духовной составляющей. И поэтому ребенка своего, мы во-первых, воспитывали в любящей семье, это такое обязательное условие, но, к сожалению, не достаточное. Поэтому мы естественно открывали перед этим ребенком мир всех тех ценностей, которые для нашей цены значимы – это и религиозность, это и традиционная культура, это и вообще культура русская, красота, красота опять же мира, природы, картин наших отечественных, красота, не знаю, музыки и традиционной, и классической музыки. И вот этим всем мы пытались своего ребенка наполнить. Так как мы понимаем, что детство – это такой период, когда ребенок может все это хорошо впитать, то естественно ребенок стал ходить во всевозможные школы и его жизненное время сократилось до минимума. Вот Лена наша пошла, и в музыкальную школу, поскольку музыкальна, и в хорошую английскую спец.школу, которая слава Богу, просто рядом во дворе, и в Воскресную школу, куда же без нее, и в спортивную школу, поскольку современный городской ребенок не может, не находит, нет у него времени и возможностей еще и красиво гармонично физически развиваться…
С.Бакалеева
— И тут гармоничная наполненность красотой и эстетической и физической оказалась невостребованной?
А.Б.Теплова
— Да, во-первых, появились подружки девочки, которые сказали: «Твои родители злодеи, у тебя нет времени», - но они сказали ей чуть попозже, а в начале они ей просто сказали: «Фу-у-у», у тебя нет Принцессы? Ты не читаешь журнал “Принцесса”? Покажи, какая у тебя Барби! А, у тебя нет Барби?!», - и мой ребенок пришел в слезах и сказал: «Да, я хочу журнал “Принцесса”», - и я его даже, как ты помнишь, купила и даже мы все его посмотрели, и я поняла, что ни “Принцесса”, ни ”Барби” – это не тот журнал, который я хотела бы, чтобы был у моего ребенка. Тогда-то и возникла идея создать журнал “Царевна”.
С.Бакалеева
— А почему?
А.Б.Теплова
— Потому что он пустой, потому что не может быть мир женщины ограничен только…
С.Бакалеева
— Косметикой.
А.Б.Теплова
— Косметика, это самое, да, косметикой, вещами, болтовней с подружками, даже если мы что-то и делаем рукодельное, то что-то мы делали, во всяком случае в то время, это было достаточно уже давно, почти семь лет назад, то были перышки, стразики, еще какая-то ерунда. Это все было, ну с моей точки зрения пусто. И тогда встал вопрос о том, а что мы можем им предложить этим девочкам, чтобы это было адекватно. Адекватно по качеству, но совершенно другим по содержанию.
С.Бакалеева
— И что могут предложить, современные мамы, которые вот так же не хотят, чтобы их девочка впитывала пустой образ, женский образ, который иногда даже само понятие женственности в себе не содержит, а хотят по-настоящему воспитать будущую маму и женщину? Что они могут предложить современные мамы?
А.Б.Теплова
— Бедные современные мамы, честно признаться, им особенно и предложить нечего, кроме образа, опять же создаваемого в своей семье.
С.Бакалеева
— То есть собственного?
А.Б.Теплова
— Собственного, да. Опять же, если мы вернемся к игрушкам, современные игрушки, игровой набор современный, он убрал как раз образ матери из игрового арсенала ребенка. Современные пупсы даже просто пугающие, они скорее оттолкнут ребенка от того труда материнского, который будет впереди, который ее ждет. Ну, например, вот эта интерактивная игрушка Reborn, которая тебя заставляет там: я пить хочу, я есть хочу. Она писает, ей надо менять памперсы. Таким образом, обычная игрушка, ну, скажем так, традиционная пеленашка, ты ее запеленал, ты ее положил, она лежит и ждет. Ты проявил к ней свою заботу и твоя забота ограничилась, даже твой труд по заботе ограничивался просто уходом за ней, твоей любовью, так вот материализованной в твоем ручном уходе. А здесь игрушка требует к себе. И соответственно у человека возникает – труд, как обязанность и игрушка, играя в ребенка, вместе с ребенком, в результате ломает самое важное. Мало того, ну, опять же, если мы возьмем ту же пеленашку, то есть, младенец, в котором ничего нет, кроме того, что образ свернутости, у него же вообще нет, ни ручек, ни ножек. Тогда как ты будешь с ним играть? Ты будешь его качать, ты будешь ему что-то петь. А к современной игрушке, которая тот же младенец современный, к нем есть памперс, соска, сумка, бутылка. И в результате ты занимаешься не тем, что ты общаешься как бы с этим младенцем, ты не создаешь вот именно этот образ материнской любви, а ты занимаешься только конкретной работой по пеленанию, пиханию, одеванию и так далее.
С.Бакалеева
— Ну, это наверное, не самый даже плохой вариант, потому что ты о ком-то заботишься. А, скажем, диснеевские мультфильмы, где знаменитые в каждом из них, фигурирует одна из диснеевских принцесс, они в принципе не подразумевают заботы. Ни послушания матери, ни заботы о ком-то младшем.
А.Б.Теплова
— Ну, тут очень важные такие вопросы, связанные скорее с целеполаганием воспитания. Действительно сложно понять, чего мы хотим от ребенка. Если ты ставишь своей задачей воспитать успешную женщину, именно успешную в карьере, то это совсем одно. А если ты хочешь сделать успешной в семье, то это будет совсем другая история. Вообще вопрос целеполагания, он очень существенный, вот я, например, могу, так как занимаюсь традиционной культурой, то могу выговорить, например, каковы были цели воспитания в традиционной крестьянской семье. Они определяются тремя составляющими – вырастить христианина, вырастить крестьянина, то есть труженика и вырастить семьянина. Сегодня все эти цели практически порушены.
С.Бакалеева
— Совершенно верно, и скорее, если мы спросим современную маму, она, наверное, скажет, что она хотела бы, чтобы ее дочка была уверенной в себе, чтобы она знала себе цену, чтобы она умела себя подать, то есть цели получаются совсем другие.
А.Б.Теплова
— Совершенно верно. Даже, например, трудолюбие и карьера, как мы почувствуем разницу в этом? Труд, он всегда для кого-то, а карьера – это для меня. Я должен состояться в карьере. Даже такие, я извиняюсь, смешные современные вещи, как опять же спорт, которым мы раньше занимались в секции и, например, фитнес, ну чем разница? Кажется, ну никакой особой разницы – и там прыгаешь, и тут прыгаешь. На самом деле нет, здесь я занимаюсь тем, что формирую свое тело под какой-то определенный стандарт, а там я совершаю какие-то совершения для того, чтобы достигнуть определенного результата, не связанного лично со мной, правильно? Конкретно со мной. И в ситуации, в которой мы сейчас оказались, можно пойти на поводу у современной ситуации, выращивать вот эту активную, агрессивную, самодостаточную женщину. Но тогда мы никак не сможем изменить эту ситуацию, правильно?
С.Бакалеева
— А если мы все-таки стараемся девочке привить скромность, умение заботиться и вдруг она по сравнению с подружками оказывается в проигрышном положении, как Ваша Лена, не будет ли чувствовать себя она белой вороной?
А.Б.Теплова
— Будет, будет чувствовать себя белой вороной. Но скромный – это не значит робкий, правильно? Человек, который может за себя постоять, как мы говорили только что, о какой современной женщине? О на целеустремленная, да, или какая она еще, активная?
С.Бакалеева
— Да, уверенная в себе.
А.Б.Теплова
— Уверенная в себе, да. Уверенная в себе для себя – это одно дело, а уверенная в себе для другого – это совсем другая позиция. И наши с вами белые вороны, они такие же сильные на самом деле. В конечном итоге, когда происходит момент выбора в семье, например, выбора пары, то современные мальчики, они ведь ищут на самом деле, ищут не эту стервозную, скажем так, некрасивое слово, но я других слов просто не подберу, с таким бритвенным взглядом девушку, а они ищут себе мягкого человека, с которым они будут вместе идти по этой жизни. Не прилепиться просто, чтобы она зарабатывала деньги, а я тут просто лежал на диване. Нет, этого никто тоже не хочет. Я просто в связи с тем, что работаю с детьми много лет, тоже у меня 15 лет студия, даже больше уже, наверное, да, не важно. У меня есть дети, которые первый выпуск, они уже все со своими детьми. Так как они со мной продолжают общаться, то меня очень это удивляет, мальчики ищут мягкую, нежную, любящую, способную к пожертвованиям, к самопожертвованиям, направленную на него. Девочки ищут мужественного, прекрасного, который будет в ней ценить то-то, то-то и то-то, и они не находят друг друга. Огромное количество прекрасных девочек, которые ищут хороших мальчиков, и такое же количество хороших мальчиков, которые ищут хороших девочек, и они не встречаются. Но это не значит, что воспитания было неправильным. Нет, я считаю, что цель воспитания мы должны сохранять, мы не должны растить из нее успешную потопительницу окружающих. Мы должны растить настоящую, хорошую, мягкую, добрую девочку и пусть она будет белой вороной.
С.Бакалеева
— Спасибо, Анна Борисовна. Это была программа о воспитании детей, и я ее ведущая Софья Бакалеева.
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение