Грузинская писательница Мария Сараджишвили не делает секрета из того, что почти все её рассказы – это невыдуманные истории, рассказанные родными, друзьями, знакомыми, а порой и незнакомцами. Впервые решившись перенести истории на бумагу, Мария преследовала единственную цель: зафиксировать удивительные, а иногда и без преувеличения чудесные случаи, о которых ей довелось услышать или свидетельницей которых посчастливилось стать. Ни о красоте слога, ни об остром сюжете автор тогда и не думала – писала, как казалось, для себя. А потом эти записи прочитал кто-то из знакомых, пришёл в полный восторг, и убедил опубликоваться. Теперь тысячи читатели с волнением ждут простых и глубоких рассказов Марии Сараджишвили, из которых состоит и очередной сборник писательницы под названием «Однажды в Грузии. Записки очевидца».
Книгу открывает цикл рассказов, иронически озаглавленный «Любопытная Варвара и её друзья». Он – о молодой женщине, не так давно пришедшей в Церковь и с любопытством осваивающей новый для себя мир. Мир, в котором бывший бандит, подобно Евангельскому благоразумному разбойнику, раскаялся перед Богом и теперь с радостью заботится о людях; княжна из древнего рода лихо рубит дрова, чтобы помочь одинокой женщине и её престарелым родителям. Общаясь с этими людьми, героиня незаметно для самой себя тоже становится способной на сострадание и любовь к ближнему.
Эти вечные темы вообще пронизывают всё повествование в книге Марии Сараджишвили «Однажды в Грузии. Записки очевидца». Автор знает массу примеров того, как под влиянием жизненных обстоятельств даже чёрствые сердца оттаивали и пробуждались для новой жизни. Так, например, в рассказе «Инопланетянка» женщина по имени Кето, вспомнив вдруг прочитанные в каком-то журнале слова святого Иоанна Кронштадского о том, что у Господа нет лишних людей, жалеет местную чудачку Свету, которую до сих пор сторонилась, считая чуть ли не городской сумасшедшей.
А Циури из рассказа «Народное средство от депрессии», похоронившая мать и никак не желавшая смириться с утратой, возрождается и вновь обретает смысл жизни, приютив пожилую нищенку, которую бросил на произвол судьбы родной сын.
Подобных удивительных случаев автору хватило на более, чем пятьдесят рассказов – именно столько их вошло в сборник. Написанные очень простым языком, они бесконечно мудры и удивительно глубоки, и от своей простоты только выигрывают в глазах читателя. В своих «Записках очевидца» Мария Сараджишвили словно бы говорит: что-то похожее может однажды произойти с каждым из нас, и неважно где – в России, в Америке или «Однажды в Грузии».
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия