Как прекрасен свежий попутный ветерок, влетающий в открытое окошко автомобиля, когда ты мчишься по безлюдному шоссе, окруженному лесом, навстречу новым впечатлениям и удивительным знакомствам! Для тех, кто по многу часов томится в пробках на Садовом кольце или МКАДе, это - мечта. А для писателя Максима Яковлева – работа, которая по счастливой случайности подвернулась ему одним жарким летом, и о которой он написал свою невероятно увлекательную повесть «Время дороги».
В жизни Максиму Яковлеву довелось попробовать себя и в плотницком ремесле, и в профессии художника-оформителя. Художественное образование позволило ему серьезно работать в жанре монументального искусства, но, в конце концов, призвание писателя всё же одержало верх. После того, как в конце восьмидесятых вышла в свет его первая книга – повесть «Блаженны плачущие», стало понятно, что в литературе Яковлев всерьез и надолго. Работа экспедитором при книжной лавке одного из московских храмов, которую однажды летом ему предложил знакомый, творчеству не помешала – напротив, дала богатый и уникальный материал для следующей книги – «Время дороги».
Читая эту книгу, кажется, что Максим Яковлев писал её прямо за рулем того самого старенького «уазика», на котором развозил книги, иконы и церковную утварь по храмам и монастырям необъятной России. Такого, понятно, быть не может – и всё же каждый штрих, каждая деталь увлекательной путевой повести так свежи и Ярки, словно еще не высохшие мазки краски на тёплом холсте: Яковлев и в литературе остался настоящим художником! Казалось бы – что тут особенного: разъезжать по городкам и деревенькам, названий которых и на карте-то нет! Но автор тонко чувствует особенную, ни с чем несравнимую атмосферу таких мест, и умеет столь же тонко передать её читателю. И пусть поселок в Тверской области с неожиданным и громким названием Эммаус, страшно далёк от города Эммауса, упомянутого в Евангелии. Зато в этом посёлке даже подвипывший бармен из придорожного кафе знает историю двух апостолов, которым на пути из Эммауса в Иерусалим явился воскресший Христос!
А все эти Хорошёнки, Холохоленки, милые и уютные названия, из которых впору поэму составлять! И хочется вслед за гоголевскими «Мёртвыми душами», назвать повесть «поэмой в прозе» – так поэтичен, хоть и абсолютно современен, её художественный лад.
А еще, прочитав «Время дороги» Максима Яковлева, опять же, вслед за Гоголем, невольно думаешь: «надо проездиться по России» - и, может быть, где-нибудь в тихой деревушке со старой церковкой вдруг посчастливится обрести самого себя…
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.