Начало четвертого века от Рождества Христова было благоприятным для Церкви. Христианство стало официальной религией бескрайней Римской империи, к которой принадлежала и часть Египта. Многие христиане, чтобы засвидетельствовать свою любовь к Богу, стали уходить в пустыню, принимая на себя подвиг отшельничества.
Макарий, которого еще при жизни стали звать Великим, как и его наставника – Антония, родился в Египте около 301 года. С детства он мечтал о молитве в уединении, но, подчиняясь воле родителей, женился. Вскоре после свадьбы его супруга умерла, а Макарий остался жить с родителями, заботясь о них. Только после того, как его отец и мать отошли в вечность, юноша удалился в пустыню. Там он построил себе небольшой шалаш и стал жить, молясь и плетя корзины. Иногда Макарий приходил в село – продать корзины и купить немного еды. Многие уже тогда почитали его как опытного в духовной жизни человека.
Но однажды случилось недоразумение, причиной которого стала незамужняя девушка, оказавшаяся беременной.
Отец:
И кто же тот негодник, который воспользовался твоей простотой?!
Беременная:
Монах, живущий в пустыне!
Отец:
Как же это совершилось?
Беременная:
Он приходил продавать корзины и попросил у меня попить… А потом сама не знаю, как получилось…
Отец:
Как его имя?
Беременная:
Макарий!
Селяне жестоко избили монаха и обязали выплачивать несчастной денежное содержание. Даже не пытаясь оправдываться, Макарий согласился. Этим он еще больше убедил людей в своей виновности. Теперь, когда он приходил продавать корзины, все гнушались им как преступником. Но вот пришёл срок родов, а беременная, крича и мучаясь, всё не могла родить. Так она промаялась несколько дней, и уже была при смерти, тогда она покаялась перед родителями, что оклеветала Макария и назвала имя настоящего отца ребёнка. К Макарию послали гонца, он помолился, и ребёнок появился на свет. Целая покаянная процессия отправилась к монаху. Но он, смиренно перенося бесчестие, не мог вынести похвалы, и затемно ушёл в пустыню. Там он и встретил Антония Великого, и стал его верным учеником.
Когда Макарию исполнилось сорок лет, Антоний посвятил его в сан священника и сделал настоятелем скита в небольшой монашеской пустыни. Но и там Макарий больше всего предпочитал проводить время в молитве и одиночестве. Целью христианской жизни Макарий считал единение с Богом и полагал, что добиться этого можно только в уединении. Но один раз в его монастыре гостил известный подвижник, которого почитал и сам Антоний. Старец открыл Макарию своё откровение от Бога - две простые женщины в Александрии превзошли его в благочестии.
Макарий тут же отправился в путь, разыскал этих женщин и спросил у них:
Макарий:
Ради Бога, поведайте мне о своей жизни!
Женщина:
Мы сёстры и замужем за двумя родными братьями. Желая послужить Богу, мы просили отпустить нас в монастырь, но мужья не захотели этого. Вот так и живём…
Макарий:
Но в чём же ваш подвиг?
Женщина:
Подвиг? Повинуясь воле мужей, мы остались и живём вместе с ними, не зная, чем угодить Богу. Но мы договорились, что вовеки не скажем ни одного худого слова ни друг другу, ни ближним нашим. Сначала нам было очень трудно не ссориться, но потом мы поняли, что это лукавый нас искушает, и стали просить Бога о помощи. Только на Него наша надежда!
Макарий:
Поистине, Господь не ищет девы или замужней, не смотрит, инок перед ним, или мирянин. Только сердце человека, стремящегося к Нему, угодно Господу, и такому человеку он посылает в помощь благодать Святого Духа!
По возвращении из Александрии Макарий долгое время жил в пустыне, предаваясь размышлению о Боге. Плодом этих размышлений стали молитвы, которые христиане ежедневно читают утром и вечером. До сих пор духовный опыт, запечатлённый в них, не утратил своей актуальности. А подтверждает этот опыт – смирение святого. Макарий до самого последнего дня считал себя великим грешником, сравнивая свою жизнь с единственным образцом для подражания – со Христом.
Умер святой в девяностолетнем возрасте, и многим монахам, жившим в пустыни, было видение, что душа Макария поднялась к небу, как огненный столп.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.