Для человека, который только открывает для себя реальность духовного мира, магия и молитва могут показаться чем-то похожим; но на самом деле эти две практики противоположны. В человеческих отношениях нам тоже приходится выбирать между двумя эти подходами — между манипуляцией и доверием.
Можно пытаться (иногда довольно успешно) манипулировать людьми, используя «магические» (их иногда так и называют) психологические техники, а можно — строить с ними отношения, основанные на взаимном уважении и доверии. Обращаясь к той запредельной, вечной тайне, которую ищет человеческое сердце, маг пытается ее заставить совершить что-то, а верующий пытается с ней поговорить.
Если Вы попробуете манипулировать людьми, скорее всего Вы останетесь в одиночестве. Если Вы попробуете манипулировать сверхъестественным, возможно, некие духи согласятся исполнять Вашу волю — какое-то время — но это обернется еще более ужасной потерей. Магическими заклинаниями и ритуалами человек вовсе не приближает себя к той тайне, по которой тоскует его сердце; он отрезает себя от нее. Он пытается давить и манипулировать там, где можно только любить и доверять.
Маг (колдун, ведьма) претендует на то, что может манипулировать сверхъестественными силами или существами, подчинять их себе, использовать их в своих интересах или в интересах клиента. Он уверяет, что может — за Ваши деньги — обеспечить Вам нужный результат.
Верующий понимает, что Богом манипулировать нельзя, и использовать Его в своих интересах — тоже. Его можно просить, но ответ не в руках того, кто просит, а в руках Самого Бога. Его нельзя заставить, нельзя подкупить, можно только попросить.
Маг, предполагающий, что результат в его руках, и что он может этим результатом торговать, с точки зрения верующего просто глупец... Церковь не может торговать раем или Божиим покровительством в земной жизни, а священник не может обещать «гарантированный результат» молебна — это не в руках священника, не в руках Церкви, это в руках Бога. Человек может выразить свою веру в Бога, благоговение перед Ним, смиренную надежду на Его защиту и покровительство, сделав пожертвование на храм — в том числе, в форме приобретения свечи или внесения какой-то суммы денег за молебен — но это не гарантирует результата.
Если же кто-то верит в обратное — он так или иначе скатывается в магию. Даже если вместо загадочных заклинаний произносит слова православной молитвы.
Бог говорит, что даже самые богатые пожертвования и пышные ритуалы Он может отвергнуть, если человек не хочет жить в подлинной вере и послушании заповедям. Его нельзя подкупить. Им нельзя манипулировать. Его можно только просить.
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.
20 апреля. О проповеди святого Серапиона Синдонита
Сегодня 20 апреля. День памяти Преподобного Серапиона Синдонита.
О проповеди святого, — священник Августин Соколовски.
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.