Сегодня имя Людвига Нобеля в России почти забыто. В отличие от имени Альфреда Нобеля – создателя динамита, газовой тарелки и холодильного аппарата. А между тем, «динамитный король», как называли Альфреда, приходился младшим братом Людвигу. И именно в честь Людвига в 1888 году он учредил первую в мире Нобелевскую премию.
Изобретатель, нефтепромышленник и благотворитель Людвиг Нобель считал себя гражданином России. Почти всю свою жизнь он провёл в Петербурге, куда в поисках лучшей доли в 1838 году переехал из Стокгольма его отец. Город на Неве оценил талант шведского предпринимателя. Нобель-старший открыл механическую фирму, разбогател, купил дом и вызвал к себе жену и сыновей. Людвигу тогда было одиннадцать лет. Мальчик получил блестящее домашнее образование и особенно преуспел в точных науках.
В 1870 году Людвиг основал машиностроительный завод. На нём выполняли гражданские и военные заказы, создавали станки, оружие, выпускали рельсы для первой в России железной дороги. Продукция завода была известна всей Европе. Император Александр Второй пожаловал Людвигу право изображать на изделиях своего предприятия государственный герб.
Заинтересовавшись новым для себя нефтяным бизнесом, Людвиг преуспел ещё больше. Он открыл в Баку «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», построил первый нефтепровод в стране и изобрёл нефтеналивные суда – танкеры.
Но не только предпринимательством занимался Людвиг Эммануилович. Один из самых богатых людей России, он сорок процентов своих доходов отдавал на благотворительные нужды. Поддерживал науку, искусство, образование и здравоохранение. Нобель усердно заботился о рабочих и служащих своих предприятий и, по сути, создал цивилизованный, социально ориентированный бизнес. По словам самого Людвига Эммануиловича, он хотел сделать людей, которые работают у него, участниками в достигнутых результатах, имеющими право делить с ним и доходы. Неудивительно поэтому, что каждый рабочий Людвига Эммануиловича дорожил своей службой, хотя бы он был, как выражались современники, «последней спицей в грандиозной колеснице, сооружённой Нобелем».
Людвиг Эммануилович открывал при своих предприятиях столовые и школы, библиотеки, общежития и больницы. Под Баку выстроил целый городок для служащих нефтяного производства. Изящные строения в византийском стиле утопали в садах. На территорию провели электричество, наладили телефонную связь. В домиках работали вентиляция и холодильники и холодильные аппараты. Из кранов текла чистая вода, которую ежедневно привозили с Волги. А каждой весной в городок доставляли восемьсот тонн льда, которого хватало до лета.
В 1866 году Людвиг Эммануилович стал одним из учредителей Императорского Русского Технического общества и долгие годы жертвовал крупные суммы на научные исследования. Зная о том, что в стране остро стоит проблема профессиональных рабочих кадров, Нобель финансировал деятельность школы железнодорожных мастеров, открыл вечерние курсы для сотрудников своего завода при Сампсониевском уездном училище, учредил стипендию для учащихся петербургской Технической школы.
Когда Людвиг Эммануилович умер, некрологи о нём напечатали все крупные газеты мира. В одном из них писали, что, хотя «Нобель и числился шведским подданным, но всю жизнь провел в России и посвятил ей свою замечательную энергию и выдающиеся умственные способности». В память об этом удивительном человеке Русское техническое общество учредило несколько стипендий, золотую медаль и премию его имени.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия