«Я пишу эту книгу, и будто вновь паломничаю», — признаётся писательница Людмила Ильюнина в предисловии к своим путевым заметкам под названием «Иерусалимские встречи или десять дней на Святой Земле». Эта книга — одновременно и дневник, и мемуары, и путеводитель и даже практическое руководство, касающееся бытовых вопросов паломничества, — утверждает автор. Однако о главном достоинстве, вероятно из скромности, умалчивает: «Иерусалимские встречи или десять дней на Святой Земле» — ещё и образец настоящей художественной публицистики — увлекательной и информативной, дающей богатую пищу и уму, и сердцу.
Самой по себе поездкой в Иерусалим в наше время, вероятно, уже мало кого удивишь — теоретически любой сегодня может купить билет, сеть на самолёт... Но именно поэтому книга Людмилы Ильюниной особенно актуальна. Она помогает увидеть Святую Землю не как привычный туристический объект, а, прежде всего, как место, где вершились великие события Ветхого и Нового Завета, которые там, в Иерусалиме, кажутся невероятно близкими.
Автор проводит нас через израильскую таможню с её суровыми пограничниками, помогает ответить на все их каверзные вопросы и из прохлады аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авиве выводит в тридцатиградусную ноябрьскую жару. А потом... Потом начинается невероятное, полное событий, любопытных открытий и удивительных переживаний путешествие.
Читатели побывают в Храме Воскресения Христова, где вместе с автором переживут неповторимые минуты наполненности почти осязаемым Божественным присутствием, которого не умаляют ни щёлкающие фотоаппаратами туристы, ни внушительная очередь к Кувуклии — Гробу Господню. Иерусалим, по мнению Людмилы Ильюниной, вообще — город контрастов. Над темницами, в которых были заключены Варрава и два безымянных евангельских разбойника, распятых вместе со Христом — жилые квартиры; на Виа Долороса — Скорбном Крестном пути — весело галдят мальчишки из расположенной рядом школы. Бывают и курьёзы: например, на месте геены огненной — так в Евангельские времена называли огромную иерусалимскую свалку, на которой день и ночь горел мусор и нечистоты — сегодня расположился элитный городской район... Зато на Поле пастушков, том самом, где ангел возвестил пастухам о рождении Христа, кажется, за тысячелетия ничего не изменилось. А в Гефсиманском саду горячий ветер шелестит листьями древних маслин, видевших моление Иисуса и слышавших Его слова: «Пронеси мимо чашу сию...»
В финале повествования автор делает неожиданный, и, кажется, очень точный вывод: если в сердце Бог — везде Иерусалим. И даже те, кто там никогда прежде не бывал, прочтя книгу Людмилы Ильюниной, надолго запомнят Иерусалимские встречи — слово сами провели эти долгие и благодатные десять дней на Святой Земле.
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.