Главной христианской молитвой по праву считается «Отче наш», поскольку она была дана людям Самим Иисусом Христом в качестве образца молитвенного обращения к Богу. Текст «Отче наш» заканчивается обращением ко Господу: «избави нас от лукавого». О церковнославянском слове «лукавый» мы с вами сегодня и поговорим.
Словом «лукавый» в церковной традиции принято именовать дьявола, злого духа, предводителя злых сил. Называя дьявола «лукавым», Церковь тем самым подчеркиваем лживость его натуры, изощренность в искусительных по отношению к людям действиям. Церковнославянское слово «лукавый» имеет два источника своего происхождения. Первый - сходное по звучанию слово «лука» (не путать с именем Лука), которое означает извилистое русло реки. Второй источник происхождения - слово «лук», в смысле вида вооружения. Лук имеет подобно руслу реки изогнутую форму. Таким образом, слово «лукавый» в своей основе имеет значение чего-то непрямого, извилистого. Это позволяет сделать вывод, о том, что, называя дьявола лукавым, Церковь подчеркивает такое его свойство, как умение искривлять содержание мыслей и поступков, искусно прятать ложь за маской полуправды. В греческом и латинском вариантах молитвы «Отче наш» дьявол именуется не "лукавым", а "плохим" или "злым". В греческом варианте это слово πονηρός (понерос), а в латинском malus (малус). С моей точки зрения, церковнославянская Библия в данном моменте превосходит более древние греческий и латинский тексты и тоньше описывает характер действий дьявола и в целом злых духов, об избавлении от которых мы просим Бога в молитве «Отче наш». Итак, запомним, что церковнославянское слово «лукавый» переводится на русский язык как «хитрый, лживый» и используется для именования дьявола.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.