В январе 1849 года молодой химик Луи Пастер с тревожным сердцем приехал в незнакомый ему город Страсбург, где ему предложили должность профессора химии в местном университете. Но его тревога рассеялась после знакомства с доброжелательным ректором университета — Огюстом Лораном, его умной супругой и очаровательными дочерьми. Одну из них Мари Лоран Луи полюбил с первого взгляда.
Спустя три дня он понял, что не может жить без Мари, и уже через две недели сделал официальное предложение. Робея говорить с ректором с глазу на глаз, Пастер написал ему обстоятельное письмо. В нём он признавался: «Я не обладаю ничем, что могло бы понравиться молодой девушке. Но, вспоминая прошлое, я вижу, что в те времена, когда мне приходилось общаться с большим числом людей, все они любили меня». Луи пришелся по душе супругам Лоран, но ещё больше он понравился самой Мари. Она полюбила молодого человека за острый ум и целеустремленность.
Вскоре после свадьбы Пастер вернулся к своим занятиям. Мари очень быстро вошла в курс исследований мужа, став его постоянным лаборантом. Пытался ли Луи получить искусственную винную кислоту или доказать, что причиной молочнокислого брожения являются микробы, протоколы этих опытов заполнялись рукой Мари. Когда ученый по просьбе крестьян Прованса принялся изучать болезни шелковичных червей, его супруга помогала в выращивании необходимых для опытов куколок. Мари первой узнавала обо всех открытиях мужа. Ей Пастер диктовал свои статьи и доклады о невозможности самозарождения жизни и о роли нагревания жидкости для уничтожения бактерий.
Луи и Мария особенно остро чувствовали, как необходимы лекарства от инфекционных заболеваний. Трое из пятерых детей Пастеров умерли от брюшного тифа. После смерти двухлетней Камиллы в 1866 году Луи Пастер твердо решил, что должен найти способ лечения болезней, вызываемых бактериями. Благодаря его стараниям появились вакцины против сибирской язвы, родильной горячки и холеры, которыми смогли воспользоваться и малообеспеченные люди. Так получилось, что вакцина от бешенства была открыта в день тридцатипятилетнего свадебного юбилея Луи и Мари, и Пастер, увлечённый работой, забыл поздравить жену. Узнав, в чем дело, она, конечно, простила Луи.
На сорок шестом году жизни Луи Пастер перенес кровоизлияние в мозг, у него отнялась левая половина тела. Ученого лечили лучшие врачи Парижа, ему помогали коллеги, но прожить с этой болезнью многие годы ему позволили заботы жены. Она следила за тем, чтобы Луи не переутомлялся и соблюдал строгий режим: вовремя спал, вовремя ел и совершал короткие прогулки. Это было тем более сложно потому, что, видя перед собой новую научную задачу, Пастер забывал о распорядке дня. А на все возражения жены отвечал: «Я веду тебя к славе, дорогая. И ты заслужишь благодарность потомства за своё долготерпение».
В 1886 году Пастер пережил второе кровоизлияние. Он уже не мог полноценно заниматься опытами и очень редко выходил из дома. Мари помогала мужу вести активную переписку. Со всех концов мира к Пастеру летели известия об успехах микробиологии, и он старался ответить на каждое письмо. Днем супруги часто принимали учеников Пастера Эмиля Ру и Илью Мечникова, которые рассказывали о своих занятиях и советовались с учителем. А по вечерам Мари читала мужу стихи, романы, мемуары и особенно любимое Пастером житие святого Викентия де Поля. Луи и Мари прожили вместе 46 лет и в конце жизненного пути любили друг друга так же сильно, как и при первой встрече в доме профессора Лорана.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия