Летом 1787 года императрица Екатерина Вторая, возвращаясь в Петербург из своего крымского путешествия, сделала остановку в Туле. Встречая государыню, тульский губернатор горячо благодарил царицу за оказанную городу честь. «Не меня благодари, - покачала головой Екатерина. – А купцу Ливенцеву в ноги поклонись. На него посмотреть приехала». Губернатор такому ответу императрицы ничуть не удивился. Иван Васильевич Ливенцев, известный тульский промышленник, владелец литейного производства, столь пристального монаршего внимания вполне заслуживал.
Шесть лет назад, в 1781-м, Тулу постиг страшный разрушительный пожар. Сотни людей, чьи дома вместе со всем имуществом дотла сгорели в ту ночь, остались без крова и средств к существованию. Дети и старики ночевали на улицах. Иван Васильевич Ливенцев первым откликнулся на беду. Буквально на следующий день он организовал выдачу единовременных денежных пособий погорельцам из собственных средств. Каждый пострадавший получил от Ливенцева сумму, достаточную для того, чтобы приобрести жильё и заново обустроить быт. Общая сумма денег, пожертвованных Иваном Васильевичем, достигала пяти тысяч рублей серебром. Это была очень большая по тем временам сумма. Для сравнения – дорогого породистого рысака тогда можно было приобрести за пять рублей.
Слух о добром деянии тульского купца дошёл до императрицы. И теперь Екатерине, наконец, представился случай выразить ему лично свою высочайшую благодарность. Иван Васильевич был пожалован в почётные граждане Тулы и награждён медалью и шпагой.
Благотворители в роду Ливенцевых были во все времена. Отец Ивана Васильевича, Василий Артемьевич, всю свою жизнь призревал нищих и убогих, щедро творил милостыню храмам и монастырям, а в тысяча семьсот пятьдесят девятом году финансировал строительство каменной трёхъярусной колокольни Крестовоздвиженской церкви.
Сам Иван Васильевич постоянно поддерживал пожертвованиями Троицкую церковь. Его дети - Иван, Василий и Николай Ливенцевы – были активными участниками Тульского отделения общества «Милосердие». Они участвовали в открытии ночлежных приютов для нищих и бездомных, оплачивали неимущим горожанам лечение, организовывали постоянные пособия и бесплатные квартиры беднейшим семьям города, учреждали стипендии для бедных учащихся.
Александра Александровна Ливенцева, владелица тульского медоваренного завода, приходилась трём братьям дальней родственницей, однако в делах благотворительности ничуть от них не отставала. Она опекала городскую гимназию, а также содержала богадельню. В тульском банке учредила капитал в 15 тысяч рублей, проценты с которого шли на ежемесячные выплаты малоимущим горожанам, раздачу милостыни и устройство бесплатных обедов для нуждающихся. В январе тысяча девятьсот пятого года в своём особняке Александра Ливенцева устроила госпиталь для раненных воинов, прибывающих с фронтов русско-японской войны.
А Иван Васильевич Ливенцев, заслуживший личной благодарности от Екатерины Второй, свой огромный особняк, больше похожий на дворец, завещал в дар городу. Долго время в нём размещалась почтовая контора. Сегодня этот блистательный некогда дом, увы, заброшен. Но всё ещё крепко стоит, готовый послужить людям, как служил когда-то его хозяин, купец Иван Ливенцев и весь его славный род.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение